Альфред Планьявский и его правда о контрабасе

Альфред Планьявский и его правда о контрабасе

Размах исполнительства на контрабасе проявляется сегодня в различии

техники, стилей, вкусов. Гари Карр говорит, что кроме своей жизни «пенсионера» он намерен записать, по меньшей мере еще 30 компактдисков.

Жюли Леандр, не последняя величина среди профессионалов, записала примерно 100 компактдисков с авангардным контрабасом. Эдгар Мейер,

Джеф Брадетич (его исполнение Баха впечатляет и ухо и глаз) или такие контрабасисты как Стефано Скьяччи ( Sciacia) и Гарвин Брейерс ( Bryars)

печатаются в лучших издательствах. Все они демонстрируют уровень исполнительства на контрабасе нашего времени. Клаус Трумпф возможно единственный контрабасист, который сыграл все три десятка классических концертов и часть их издал. Он же основатель и истинный вдохновитель ансамбля контрабасистов «Bassiona Amorossa», который отмечен «Европейской премией квартетов 2003 года» в Люцерне и выступит в Карнеги Холл в Нью-Йорке. Обостренное чувство классического стиля концертов и камерных произведений (основной вид деятельности всех инструменталистов за пределами оркестра) демонстрирует и тем заслуживает признания как солист и участник «Dresdner streichquartett» Тобиас Глокер (Glocker). С нетерпением мы ждем новой публикации Дуане Д. Розенгард, работа которой «Contrabassi Cremonesi» стала поводом для пересмотра многими скептиками исторического значения больших струнных инструментов. Насколько успешно способны некоторые контрабасисты осваивать современные композиции показал Луиджи Ноно, предписывая в своем «Prometeo» пассажи «arco mobile a la Stefano Sciacia».

Наконец, в центре международного музыкального мира появляется молодой контрабасист Роман Патколо, который вместе с очаровательой Анной-Софи Муттер и Бостонским симфоническим оркестром исполняет премьеру двойного концерта для скрипки и контрабаса Андре Превина. Удивительна карьера контрабасиста Молодежного оркестра Симона Боливара из Венесуэлы, восходящей в Берлине новой звезды на небосклоне нашего инструмента — семнадцатилетнего Эдиксона Руйз (Ruiz), самого молодого члена оркестра Берлинской филармонии, «Снимаем шляпы» — Эдиксон!

С гордостью наслаждаемся мы мировым успехом нашего гиганта в джазе.

Нам надо учиться передавать наши успехи в мир культуры также с помощью связей и объединений контрабасистов. Конкурсы имеют стабильный международный отклик и все же, по сути дела они ограничиваются всякий раз только участниками. Я думаю, что взлет камерной музыки и концертного исполнительства на контрабасе во второй половине 18 века ознаменован важнейшим замечанием Леопольда Моцарта в его скрипичной школе, где он — высокоавторитетный скрипичный педагог своего времени — характеризует звучание контрабаса в «концертах, трио, соло необычайно красивым». Уже в течение десятилетий, обращая внимание на наш контрабасовый архив, я пытаюсь заинтересовать специалистов других инструментов самой нижней строкой партитур. Мы организовывали дюжины концертов — соло и камерной музыки, стремились приглашать коллег, играющих на других инструментах, и побуждать их высказаться о роли взаимодействий с контрабасом. Однако в рецензиях мы узнавали, что это малоизвестная литература, представляющая интерес только как обогащение специальной профессиональной области исполнительства.

Каждый концерт с контрабасом должен сопровождаться программой с основательными комментариями об историческом пути нашего инструмента, редко оказывающегося на переднем плане. Этим поспособствуем мы донесению фактов, знакомящих критиков с реальной музыкальной практикой, за что они будут нам благодарны.

В завершение моего доклада, разрешите обратиться к мнению двух рецензентов моей книги «Der Barockkontrabas Violone».

Книга — призыв к действующим, ведущим исследования музыкантам: исходя из мнений композиторов времени генерал-баса, вплоть до Баха, увидеть ценность контрабаса для музыки 21 века и интегрировать его в музыку нашего времени. Мнения этих двух критиков для меня особенно важны, поскольку они оба контрабасисты, достаточно опытные в теории и практике нашего инструмента и способны решительно способствовать в будущем выдвижению контрабаса на видное место.

Эфраим Зегерман: «Эта книга наполнена ценной информацией. Теперь, поскольку она предложена и на английском языке, контрабасисты не имеют больше отговорок для получения основательных знаний об историческом пути их инструмента и их искусства».

И Марк Мортон: «Для нас всех стало возможным знание того, как проходило историческое развитие. Контрабасисты и все интересующиеся, разными способами пытавшиеся узнавать: что есть, и чего нет, теперь не будут, как всегда, „изобретать велосипед“ или, еще хуже, повторять прежние заблуждения».

Рисунки — иллюстрации:

см. приложение
14
15
16
17
18

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17