VI международный конкурс контрабасистов им. Й.М. Шпергера
Шестой международный конкурс контрабасистов имени Й. М. Шпергера проходил 12 −20 сентября в красивейшем месте Германии, у подножья гор на берегу Рейна. Замок Намеди и его владелица принцесса Хайде фон Хоенцоллерн (Heide von Hohenzoller) гостеприимно встретили многочисленный отряд контрабасистов — более 36 юных музыкантов из разных стран — участников конкурса, большое жюри, гостей и просто слушателей выступлений.
Жюри — высокие авторитеты современного контрабасового искусства: Клаус Гюнтер (председатель жюри) и Дорин Марк — из Германии, чешский музыкант Елинек Милослав, Патколо Роман — лауреат первой премии конкурса Шпергера и других конкурсов, представлявший Словакию и Швейцарию, Барбье Тьерри — из Франции, Сасина Радослав — из Словакии, Шило Александр — из России, американец Эгилссон Арни (автор нового произведения для контрабаса соло, вошедшего в обязательную программу конкурса), Ли Хо Гио — из Южной Кореи.
Безусловным событием и успехом конкурса стало явление 17-летней кореянки Суонг Микьюнг (Soung, Mikyung). В трудном соревновании талантливых и превосходно владеющих своим громоздким инструментом музыкантов, она уверенно заняла место в группе лидеров уже в первом туре. В труднейшей программе контрабасистки необычайно ярко, эмоционально прозвучала фантазия«Сомнамбула» Боттезини.
Произведение, которое часто исполнял сам автор и очень популярное в сегодняшнем репертуаре выдающихся контрабасистов — солистов, отличалось в ее интерпретации безукоризненной техникой, но главное, необычно прочувствованной исполнителем содержательности музыки. Не меньше поразила способность совсем юного музыканта раскрыть в обязательном сочинении конкурса — пьесе для контрабаса соло Эгилссона такие «тайны» содержательности музыки, которые не удавалось обнаружить большинству конкурсантов.
В целом соревнование демонстрировало очевидный рост мастерства молодого поколения контрабасистов Европы и Азии.
Чрезвычайно высокий исполнительский уровень участников конкурса, особенно в последнем туре, заставил жюри потратить немало усилий, чтобы решить вопрос о распределении премий. Первая премия и награды юной артистке Суонг Микьюнг, маленькой волшебнице контрабаса, ее заслуженная победа. Вторая и третья премии присуждены польским контрабасистам —Фирлюсу Кшиштофу (Firlus, Krzyztof) и Фортуне Якобу (Fortuna, Jakub). Можно утверждать, что все участники, игравшие в третьем туре конкурса, подтверждали не только высокое реноме их искусства, но своего и самого конкурса Шпергера. Они подтверждали его значимость и престижность, его результативность и очевидную необходимость.
Снова и снова надо говорить об огромной заслуге «родителя» этого конкурса, всегда вдохновенного энтузиаста своего инструмента, выдающегося музыканта профессора Клауса Трумпфа.
«Десятая международная контрабас — конвенция»
Вслед за конкурсом Шпергера новое музыкальное событие в жизни контрабасистов. «Десятая международная контрабас — конвенция» проходила с 20 по 26 сентября в Академии музыки и исполнительского искусства города Брно (Чехия). Более двадцати известных контрабасистов исполнителей и педагогов из Чехии, Германии, Болгарии, Словакии, Латвии, Греции, Дании, возглавляемые Милославом Елинеком, артистическим директором и душой этой встречи контрабасистов Европы, своим участием создали яркий праздник для многочисленных студентов и слушателей концертов.
Выступления контрабасистов-солистов, конкурсы в исполнении классической музыки и джаза, мастер-классы для оркестрантов, ансамблистов, джазистов. И, конечно, выставки новых инструментов известных мастеров — Польмана (Pölmann, Германия) и Барнабаша (Barnabas Racz, Венгрия) — это масса интересных и увлекающих переживаний и впечатлений.
Главная идея праздника как бы сконцентрировались в завершающем концерте Оркестра Контрабасов. Поражали масштаб оркестра — десятки исполнителей и программа концерта, в которую вошли популярные, хорошо известные широкой публике произведения (например, «Времена года»А. Вивальди, Польки И. Штрауса, Танцы И. Брамса и др., конечно, в переложениях для такого состава исполнителей). Огромный оркестр низко звучащих инструментов всегда усложняет задачи интонации, ансамблевого единства. Реализация оркестром и его руководителями подобных исполнительских задач тем более восхищала высоким качеством интерпретаций произведений.