«Золотая осень контрабаса 2010» обзорная статья Льва Владимировича Ракова

«Золотая осень контрабаса 2010» обзорная статья Льва Владимировича Ракова

Здесь, несомненно, огромную роль играл лидер коллектива — профессор Милослав Елинек. Он блистательно совместил в своем лице организатора, «дирижера» и яркого солиста. Не случайным был успех оркестра и бурные аплодисменты слушателей концерта, поскольку публика по достоинству оценила и огромный труд в подготовке программы, и увлеченность исполнителей, и высочайший класс мастерства его участников — всех вместе и его солистов.

Международная встреча контрабасистов

Центральным событием «Золотой осени контрабаса» стала международная встреча контрабасистов в Берлине, 5 — 10 октября. Ее краткий девиз и символ «Bass2010»провозглашал «Международный контрабас — конгресс». Второй раз встреча контрабасистов мира проходила на земле Европы (первая — во Франции в 2008 году). Контрабасисты давно ждали возможности собираться и в Европе, подобно систематически проводимым контрабас «convention» в университетах США. Для оценки события, произошедшего в октябрьские дни в Берлине, возможен лишь один эпитет — «грандиозно!».

В самом деле, только исполнителей — солистов, педагогов мастер-классов, участников теоретического симпозиума более ста человек. В дни праздника контрабаса залы, классы, коридоры Университета искусств Берлина заполняли студенты из Германии и других стран Европы, из Америки, целый отряд детей — контрабасистов из Китая, музыканты —коллеги, специально приехавшие в Берлин, наконец, просто интересующиеся концертами слушатели.

Конкурсы контрабасистов

Еще до открытия конгресса прошли конкурсы в номинациях: «SOLO», «PROBESPIEL», «JUGEND», «JAZZ BASS», в жюри которых входили выдающиеся авторитеты современного контрабасового искусства.

В номинации «Solo» — Кристина Хук (председатель), Томас Мартин, Пауль Эллисон, Джузеппе Этторе, Каталин Ротару, Клаус Штоль, Леон Бош.

В номинации «Jazz bass» — Грег Коен (председатель), Дитер Мандершайд, Мини Шульц, Марк Мюельбауер, Дитер («Дизи») Фишер.

В номинации «Jugend» — Стефан Бауер (председатель), Каролине Эмери, Теппо Хаута-ахо, Готфрид Энгельс.

В номинации «Probespiel» —Стефан Петцольд (председатель), Ирена Олькиевич, Барбара Зандерлинг.

Концерты проходили в двух основных залах Университета — в большом «Зале Иоахима» и камерном «Зале Флеша», мастер-классы, семинары проводились в просторных аудиториях этого учебного заведения. Особо следует сказать о масштабном представительстве инструментальных мастеров из Германии, Англии, Австрии, Франции, Чехии. В их распоряжение были предоставлены вестибюли и большие классы Университета.

Можно было смотреть, пробовать и приобретать инструменты для детей 7-8 лет и полноценные«оркестровые» или «сольные» экземпляры, новые или реставрированные контрабасы, электро — басы и даже своеобразные «нано» инструменты (например, с отделяющейся шейкой, крепящейся на корпусе системой скоб и винтов). Обилие смычков всех систем дополнялось обилием контрабасовой фурнитуры, кофров, чехлов. Нотные издания, аудио или видео — диски предлагались в продажу авторами — музыкантами и педагогами — участниками конгресса. Словом, сотни людей активно жили и творили в этом чудесном празднике контрабаса.

Событие такого масштаба стало возможным при поддержке бургомистра города Берлина Клауса Воверайт, а также президента Университета искусств Берлина профессора Мартина Реннерта. Оно стало возможным благодаря огромному энтузиазму и организаторской энергии двух художественных руководителей конгресса — профессора Высшей школы музыки имени Ханса Эйслера Стефана Петцольда и профессора Высшей школы искусств Берлина Михаеля Вольфа. В обширной программе праздника оба музыканта участвовали также как исполнители и руководители мастер-классов.

Все шесть дней конгресса, с 10 часов утра и до 10 часов вечера беспрерывной чередой проходили концерты, мастер-классы, теоретические семинары. И это в условиях, когда каждый выступавший или проводивший мастер-класс музыкант имел только час времени.

Были чрезвычайно интересные, часто очень яркие художественные выступления, но все, что звучало и говорилось, представляло также и большой познавательный интерес.

Одному человеку не по силам охватить достаточно полноценно столь насыщенную программу. Взявшись рассказать о великолепном, грандиозном событии в жизни контрабасового искусства наших дней, должен просить прощения у многих и многих коллег, концертные выступления или мастер-классах которых не упоминаются, но о которых следовало бы говорить очень подробно и обстоятельно.

Итак, ограничимся только примерами из бурной ежедневной жизни конгресса БАСС2010.

Концерты

Особый интерес представлял концерт — открытие конгресса в зале «Концертхаус» Берлина. Программа обрамлена симфониями Й. Гайдна и В. Моцарта в исполнении оркестра под управлением дирижера и известного контрабасиста Нобила Шехаты (Shehata Nabil, Германия Мюнхен).

В сопровождении оркестра прозвучали Двойной концерт для виолончели и контрабаса Я. Ванхаля и знаменитое виолончельное Рококо П. И. Чайковского. В музыке Ванхаля вполне корректно исполненной Эско Лайне и Танели Турунен (Esko Laine, Taneli Turunen) заметно ощущалось «переложение» (у автора — фагот). Напротив, музыка Рококо в исполнении выдающегося контрабасиста — солиста Каталина Ротару (Rotaru Catalin, США, Аризона) звучала не хуже, чем на «родной» виолончели.

Потрясающий мастер своего инструмента, Ротару максимально приблизил контрабас и его звучание к виолончели (октава звучания, даже само положение контрабаса и штриховая техника), заставив слушателей трепетно восхищаться чудесным произведением Чайковского. Еще больше поразил сольный концерт Ротару. Публика, заполнившая «Иоахим—Зал», восторженно принимала все произведения программы, в которой прозвучали Ноктюрн Ф. Шопена, музыка из Бахианы В. Лобоса, Тарантелла А. Вьетана. Апогеем концерта стало блестящее исполнение виолончельного Концерта К. Сен-Санса. Такое (!) исполнение дает право контрабасисту «покушаться»на шедевры музыки для других инструментов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7