Юрий Павлович Чечков о фестивале «Планета-контрабас»

Юрий Павлович Чечков о фестивале «Планета-контрабас»

«… Мои записки не концертное обозрение и не аналитический очерк, но скромные рефлексии неравнодушного дилетанта…»

На орбите планета Контрабас. Сам замысел проведения Международного контрабасового фестиваля на периферии культуры да ещё в условиях освящённого меркантилизма, казалось бы, заведомо утопичен, а уж осуществление его — и тем более. Но оно, чудо — чудное, диво — дивное, случилось — таки, случилось благодаря фантастическому энтузиазму давно помыслившего прокрутить сие Александру Шило (ну, конечно же, вкупе с высокими учредителями и другими членами организационного и исполнительного комитетов).

В Европе регулярные контрабасовые конкурсы и фестивали — явление само собой разумеющееся, в России они редкость. Но последние годы приятно выпадают из этого правила: в 2007 и 2009 годах в Петербурге всё по той же инициативе прошли международные конкурсы имени Сергея Кусевицкого и, наконец, в нынешнем году — фестиваль. Шесть концертов (9 — 26 октября) — для слушателей шесть праздников, и каждый из них со своим лицом. Как и полагается приличному фестивалю, «Планетой Контрабас» был предложен панорамный охват музыкальных стилей и их представителей. А включённость новинок и первых исполнений, а так же живая непосредственность исполнительских экскурсов и тот факт, что приоритет на фестивале был отдан молодым исполнителям, стали свидетельством его жизнеспособности.

Мои записки не концертное обозрение и не аналитический очерк, но скромные рефлексии неравнодушного дилетанта.

Филармония

Первый вечер — в прекрасном Малом зале Филармонии — по музыкальному материалу и исполнительскому представительству был мозаичен и, казалось бы, лишён концертной целостности, что, однако, вполне резонно, если посмотреть на него как на вводный в фестивальную панораму. Играл в завершении вечера и сам Александр Шило. Заслуженный артист России, за плечами которого насчитывается более трёх десятков концертных выступлений, продемонстрировал во Второй венгерской рапсодии Ф. Листа (в переложении Сергея Дягилева) завидную виртуозность и юношескую увлечённость — подстать только что выступившим молодым мастерам Игорю Елисееву и Марии Шило, недавнем его питомцам. С какой лёгкостью и шармом разыграли они Дуэт Боттезини!

Открытие же фестиваля состоялось двумя крупными композициями — концертами для контрабаса и оркестра А. Эшпая и М. Лаписа. В последнем весьма удачно (тем более что контрабасовая партия концерта профессионально насыщенна) предстал перед публикой юный иркутянин Евгений Рыжков, воспитанник Лаписа, а сейчас студент Петербургской консерватории по классу А. Шило. Концерт Эшпая, 85-летию которого открытие фестиваля и было посвящено, — перл в фестивальном ожерелье. Созданный ещё в 80-е годы прошлого столетия и справедливо относимый к ряду тех произведений, где красуются такие создания, как Концерт Э. Тубина, — наконец — то, прозвучал и у нас. «Премьера» состоялась благодаря московскому контрабасисту Заслуженному артисту России Николаю Горбунову. Здесь всё было ярко, концертно — и большая музыка, и титаническая работа музыканта; его смычок извлекал полнокровный, контрабасовый, звук, вызывая в памяти звучание инструмента другого московского мастера, Леопольда Андреева. Камерный оркестр Петербургской консерватории п/у Виктора Соболева заслуженно разделил успех всего вечера.

Союз композиторов: 2 день

Второй вечер — в холодном зале Союза композиторов — своего рода отчётный акт творческой зрелости Игоря Елисеева, в прошлом артиста Мариинского театра, ныне концертмейстера группы контрабасов Симфонического оркестра г. Ставенгера на юге Норвегии. Отрадно наблюдать его увлечённость, идущую от профессионального осознания самодостаточности контрабаса как сольного инструмента. Сейчас он играет на инструменте мастера Паоло Гранчино (~1670г.). Постепенно раскрывая для себя богатые возможности инструмента, музыкант не скрывает своей радости. У себя в Норвегии он регулярный участник ансамблевого музицирования, где серьёзное внимание уделяется композициям барочного времени (авторитетный мастер аутентичного исполнительства итальянец Фабио Бьёнди нашёл на севере увлечённых музыкантов).

Следует признать, истоки интереса Игоря к ансамблевой игре — в его участии в прошлом в ансамбле контрабасистов Quattro Bass, созданном Александром Шило. Для фестивального момента Игорь предложил Вторую гамбовую сонату И. С. Баха — на своём новом инструменте и, почему — то, что остаётся загадкой в системе Бьёнди, с использованием смычка с низкой колодкой (Игорь воспитан на смычке с высокой колодкой, что и было им продемонстрировано в сонате Ф. Шуберта и И. Брамса, и тем более соответствовало бы баховскому варианту). Предложение было смелое, результат интересный, но не окончательный — необходимы поиски настроения, условно ли аутентичного или нынешнего. Шубертовская соната для арпеджионе, по оценке музыкантов, прозвучала у него достойно, сделан же концерт, по общему признанию, исполнением виолончельной сонаты Брамса (ми минор). Музыкант здесь был вдохновенен и верен брамсовскому миру. В завершении концерта на бис, как и полагается «норвежцу», Игорь «пропел» 2-ю часть сонаты Э. Григ. Успеху концерта содействовала пианистка Светлана Медведева. Вечер прошёл под знаком высокой этики.

Страницы: 1 2 3