Мастер-классы
Все музыканты, выступавшие с концертами, проводили мастер-классы. Ажиотаж и устремленность молодежи «прикоснуться» к выдающимся мастерам их инструмента ошеломляли и вызывали горькое чувство по поводу того, что российские контрабасисты этого не видят и с этим не соприкасаются. Мастер-классы Т. Мартина или П. Эллисона, К. Эмери или Т. Барбье, М. Гайдоша или Б. Парадзика, Р. Нейрина или Д. Этторре, Д. Брадетича или Д. Марка, и еще многих музыкантов (всех просто невозможно перечислить!) — это действительное знакомство с разными музыкально-исполнительскими мирами и обилием взглядов.
Несколько примеров. Мастер-класс Б. Парадзика проходил в просторном классе с небольшой сценой (фактически — малый зал), он работал со студенткой над исполнением гамбовой сонаты (№ 2) И. С. Баха. Помещение было так заполнено, что слушатели стояли у стен и в проходах. С каким вниманием, с каким интересом внимали они уроку мастера! Т. Мартин проводил свой мастер-класс в «Зале Флеша». Снова переполненная аудитория. Молодые музыканты следили за его работой с одним из студентов над произведением Боттезини. Внимание и интерес были понятны, говорил и показывал настоящий мастер, подлинный глубокий знаток музыки Боттезини.
Симпозиумы
В ряду многообразия событий конгресса в Университете искусств эта форма общения выдающихся музыкантов со своими коллегами по определенной тематике имела особый смысл и значение. Доклады охватывали самый широкий круг проблем контрабасового искусства. Вот некоторые из тем, предложенных авторами для обсуждения: «Концерт К. Диттерсдорфа — между исполняемым текстом и «уртекстом» (Т. Глокер), «Успешность программы для юных басистов — от первых шагов до профессионального уровня» (К. Эмери); «Интонация — что это? Концерт Кусевицкого в качестве примера» (Г. Энгельс); «Йохан Матиас Шпергер — композитор дарящий» (К. Трумпф); «Прогрессивная педагогика для контрабаса» (Д. Брадетич).
Конечно, главное, что несут в себе такие события, как конгресс «Bass2010»в Берлине, масштабные собрания коллег, умудренных опытом, обладающих высшим мастерством артистов, педагогов, и молодых музыкантов — учащихся, студентов, это — мощнейший стимул для индивидуального совершенствования каждого в своей профессии и это сила, поднимающая контрабасовое искусство на новую ступень прогресса.
«Планета-контрабас»
Международный музыкальный фестиваль «Планета — контрабас», проходивший с 9 по 26 октября 2010 года в С. Петербурге, это «детище» выдающегося энтузиаста контрабаса Александра Шило, Заслуженного артиста РФ, концертмейстера группы ЗКРФ Симфонического оркестра С. Петербургской филармонии, профессора С. Петербургской консерватории. Событие совершенно небывалого размаха и по времени — шесть полных концертов в превосходных залах города, на протяжении двух недель, и по насыщенности художественными достоинствами. Петербургские слушатели получили возможность услышать (и увидеть!) сольные выступления выдающихся отечественных контрабасистов — солистов. Н. Горбунов, Р. Ибрагимов, А. Чирков, Г. Кротенко, А. Шило, М. Шило, И. Елисеев — выступали с программами, делающими честь самым известным сегодня музыкантам — виртуозам.
«Планета-контрабас»: 09 ноября
В каждом из концертов была своя «изюминка». 9 ноября, в первом концерте, Заслуженный артист РФ, лауреат международного конкурса Николай Горбунов исполнял Концерт для контрабаса с оркестром выдающегося отечественного композитора Андрея Эшпая. Сочинение предельной трудности для контрабасиста, крайне редко исполняемое, тем более с оркестром, предназначено для«оркестрового» строя контрабаса и насыщено мощными звучаниями и солирующего контрабаса, и оркестра.
Высочайший профессионализм композитора, создавшего столь масштабное сочинение для контрабаса с оркестром, требовал и от солиста огромной творческой отдачи. Тем радостнее подтвердить новый исполнительский успех талантливого артиста Николая Горбунова в северной столице России, подтвердить и успех премьеры концерта А. Эшпая в Петербурге. В этот же вечер прозвучал новый концерт для контрабаса с оркестром иркутского музыканта Михаила Лаписа, в исполнении его ученика Евгения Рыжкова. Необходимо и хочется высказать слова благодарности артистам Камерного оркестра С. Петербургской консерватории и дирижеру Виктору Соболеву, своим искусством, своим трудом, поддержавшим выступления контрабасистов. Они обогатили краски концерта и фестиваля в целом. Программу второго отделения концерта, составленную из популярных сочинений контрабасового репертуара, представляли петербургские контрабасисты — солисты профессор Александр Шило, и лауреаты международного конкурса имени С. А. Кусевицкого — Мария Шило и Игорь Елисеев.
«Планета-контрабас»: 13 октября
13 октября слушатели познакомились с искусством контрабасиста Игоря Елисеева, воспитанника С. Петербургской консерватории в классе А. Шило, ныне возглавляющего группу симфонического оркестра в Норвегии. Он исполнял крайне сложную для интерпретатора программу: Сонату для гамбы И. С. Баха, Сонату «Арпеджионе» Ф. Шуберта и Сонату ми-минор Й. Брамса. Целый набор переложений для контрабаса сочинений, очень известных и популярных у слушателей и исполнителей! Музыкант блестяще справился с множеством технологических трудностей, представив все три сонаты в корректной художественной форме. Слушатели по достоинству оценили артиста, его владение инструментом.
«Планета-контрабас»: 16 октября
16 октября с сольным концертом выступал талантливый артист, уже зарекомендовавший себя как серьезный музыкант и яркий виртуоз. Лауреат международных конкурсов, концертмейстер группы контрабасов ЗКРФ Симфонического оркестра С. Петербургской филармонии Артем Чирков исполнял поистине концертную программу — фантазию «Сомнамбула» Д. Боттезини, Сонату А. Мишека № 2 ми-минор, Сонату «1963» Ф. Прото и виртуозную пьесу для контрабаса соло «Invocation» М. Гайдоша. Искусство музыканта, продемонстрированное им во всех сочинениях, отличалось высочайшим качеством профессионализма и живой, но логично организованной эмоциональностью. Выступление артиста по заслугам было оценено и публикой.