В 1961 году БСО начинает многолетнее творческое общение с выдающимся дирижером — Мастером и эрудитом Геннадием Рождественским. Для оркестрантов наступила счастливая «эпоха Геннадия». Зазвучала музыка, которую мало знали или вовсе не знали не только слушатели, но и сами музыканты. И Что играется, и Как играют музыканты, ведомые великим Маэстро в мир новой музыки!
Череда великих композиторов современности и прекрасная их музыка наполнили жизнь оркестра. Г. Берлиоз и весь Р. Штраус, все симфонии С. Прокофьева и Я. Сибелиуса, симфонии А. Брукнера, П. Хиндемита, Г. Малера, музыка Б. Бриттена и Б. Бартока, И. Стравинского и А. Онеггера.
Могут ли стереться из памяти оркестранта исполнение оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера с И. С. Козловским (дирижер С. Самосуд), концертные постановки опер В. Моцарта с дирижером Куртом Зандерлингом.
Незабываемы премьеры опер «Человеческий голос» Ф. Пуленка, «Умница» К. Орфа, «Дитя и волшебство» М. Равеля, «Мавра» И. Стравинского или «Кармен сюита» Р. Щедрина с М. Плисецкой, блиставшие своими достоинствами под управлением Г. Рождественского?! Драгоценными вехами в памяти оркестранта сохраняются встречи с композиторами Р. Глиэром, А. Хачатуряном, Д. Кабалевским, П. Владигеровым за дирижерским пультом.
Много играл Раков и камерной музыки. Кроме популярных Большого секстета М. Глинки, «Фореллен-квинтета» Ф. Шуберта и других ансамблей, где занят контрабас, из небытия «воскрешались» Квинтет С. Прокофьева, Септет Г. Попова (первое исполнение и запись на пластинку), «История солдата» И. Стравинского, Септет Х. Эйслера и др. Особая гордость артиста — публикация в нашей стране, первые исполнения и запись «Сонат-квартетов для двух скрипок, виолончели и контрабаса» (все шесть) двенадцатилетнего гения Д. Россини и его же Дуэта для виолончели и контрабаса (в партнерстве с В. Л. Симоном).
Раков не часто выступал в качестве солиста, убежденно требовательно понимая этот род деятельности контрабасиста. В его исполнении звучали сонаты И. Брамса (ми-минор), П. Хиндемита, Ф. Лизогуба, Ю. Левитина, А. Санько, музыка композиторов 18 века — Диттерсдорфа, Шпергера, Мысливечека, пьесы русских и зарубежных композиторов. В 1996 году он выступал как солист в Южной Корее. Ему было 70!
Удивительный факт, этот человек, всегда отдававший много сил и времени своему инструменту, педагогике, всю жизнь учился, восполняя «недоученное» за годы войны и тяжелые послевоенные годы, чтобы лучше служить музыке и педагогике. Он без устали осваивал необходимые знания и умения в оркестровом исполнительстве, играя в ансамбле. Учился у солистов, с которыми играл и которых слушал, учился у коллег и учеников.
Не случайно книга Л. В. Ракова, вышедшая в 2010 году, названа автором «Учиться. Знать. Уметь».
Многогранная, плодотворная творческая активность, колоссальное трудолюбие и талант, истинная преданность музыкальному искусству Л. В. Ракова служат самым лучшим примером для молодых музыкантов. Мы — ученики, от всей души поздравляем Льва Владимировича с 85-летием и желаем ему еще долго не «уставать»!
Аспирант ОФМГК В. ТУГАНОВ