Василий Александрович Жданов
Василий Александрович Жданов знаковая фигура в русском контрабасовом искусстве. С его приходом в Санкт-Петербургскую консерваторию в 1877-ом году преподавание игры на контрабасе приобретает системный подход. Если в Европе контрабасовая культура уже давно устоялась, то в России методикой никто не занимался, даже Джованни Ферреро не приступил к этому. Так что Василий Жданов в этом плане первопроходец.
Родился Жданов в 1845 году в городе Гусь-Хрустальный в семье дьяка. В 13 лет, после окончания духовной семинарии, он был отправлен в Санкт-Петербург и определён в Придворную Певческую капеллу в качестве малолетнего певчего, там же он и познакомился с контрабасом. Буквально через год его обучения, в 1859 году, директор капеллы , Алексей Фёдорович Львов, решает возродить инструментальный класс, который был закрыт ещё в далёком 1845 году.[1] Так Василий Жданов и знакомится с контрабасом, который пригласили преподавать Джованни Ферреро. Уже после первого года обучения Жданов добился больших успехов в игре на контрабасе. Так в 1860-м году Алексей Фёдорович устроил первые прослушивания для инструменталистов, на которых Василий Жданов высоко себя показал и заслужил похвальный лист и смычок с футляром мастера Николая Киттеля. Однако, своё обучение Василий Жданов не закончил, так как голос у него начал ломаться и ему пришлось покинуть капеллу в мае 1861 года. Таким образом можно понять, что обучался Жданов у Джованни Ферреро чуть больше двух лет. Сохранился документ от директора Императорских Театров гофмейстера Сабурова Андрея Ивановича: «Уволенного из Придворной Певческой Капеллы с званием Губернского
Регистратора Василия Александровича Жданова, по предстоящей надобности определить в оркестр музыкантом контрабасистом, с производством ему жалованья по триста шестьдесят рублей в год, командировав ему на проезд туда и обратно двадцать рублей серебром на счёт Московской дирекции».[2] Из этого следует, что Жданова после ухода из капеллы отправили работать в Москву, где он играл в местных театрах до конца сезона, после чего вернулся в Санкт-Петербург и уже начал полноценно работать в оркестре и стал артистом Императорских театров. Оркестрантом он пробыл в оркестре Русской оперы под крышей Мариинского театра 36 лет своей жизни, а именно до 1898 года. Над «Школой» же он начал работать в 1865 году. Очень сильно повлиял на его труд приезд и выступление в Санкт-Петербурге Джованни Боттезини в 1866 году. Сохранилось письмо Жданова к Рубинштейну, в котором он высоко оценивал итальянскую школу и говорил о её превосходстве. Закончил Василий Жданов свой труд «Школа для контрабаса» в 1867 году и решил показать его некоторым «рецензентам», в числе которых были Рубинштейн, Даргомыжский, Ферреро. Он передал им письма со своей работой, одно из которых сохранилось, отправленное Рубинштейну:
«Милостивый Государь
Антон Григорьевич
Представляю Вам на разсмотрение Школу для контрабаса,
составленную мною по методе И.О.Ферреро[3].
С целию ввести для общей потребности, в которой имеют надобность
Учащиеся на этом инструменте.
Вам известно превосходство итальянской методы над немецкою в отношении контрабаса, но итальянская метода при Школе, в настоящее время, не доведена ещё до совершенства, а потому, для своего усовершенствования, волей – неволей приходится изучать ещё и немецкие школы, как то: Гаузе и другие, вследствие чего он беспрестанно удаляется от основания, которое получил в начале. Чтобы уничтожить это зло, нужно развить итальянскую методу не в одних только концертных пиесах, но и про Школе, которая давала бы возможность доходить до известного совершенства, не прибегая к помощи немецких школ. О том, насколько я выполнил эту мысль представляю судить Вам и людям, понимающим это дело.
Льщу себя надеждою, что Русское Музыкальное Общество не оставит мой двухлетний труд без внимания. О результате этого дела покорнейше прошу уведомить по месту жительства моего: по Фонтанке, рядом с зданием Путей Сообщения дом Тарасова№101, квартира №34.
Искренне уважающий Вас
В.Жданов» [4]
Рубинштейн и Даргомыжский высоко оценили работу Жданова и отметили, что она «заслуживает полного внимания и одобрения в отношении задачи соеденить методы итальянскую и немецкую». Приняв во внимание положительные отзывы, Санкт-Петербургская дирекция Русского Музыкального Общества назначила Жданову пособие сто рублей и отправило его труд на рассмотрение в Москву. Однако, опубликовывать данную работу не соглашались. Можно сослаться на то, что Московская дирекция РМО отказывалась от этой затеи из-за ограниченности денежных средств. После этого Василий Жданов написал заявление в дирекцию Санкт-Петербургского РМО, в котором в категорической форме просил больше без его ведома, и даже на требования Московской дирекции, не отсылать его «Школу».[5] Но скорее всего истинная причина отказа заключалась в том, что на тот момент Василию Александровичу Жданову было всего 22 года и, грубо говоря, ничего из себя не представлял. Он был рядовым оркестровым артистом, только недавно закончившим обучение, и то не полностью, и казалось невиданным то, что что-то стоящее мог сделать никому неизвестный человек. К тому же, в случае выпуска «Школы для контрабаса», она должна будет использоваться в Санкт-Петербургской консерватории, а значит, что Жданов навязывает свои методы обучения игры на контрабасе в обход Джованни Ферреро , хоть и составленные в том числе и по методам преподавания его педагога, однако, это не тоже самое, а значит Ферреро не намерен был содействовать выпуску «школы». Кроме того, была ещё одна веская причина – Василий Жданов был русским, а большинство профессоров были иностранцами, и считалось, что их методы обучения были непререкаемы, а педагоги незаменимы. Жданов же своим трудом посягал на эту «легенду» и их авторитет. Выпустить первую редакцию «Школы для контрабаса» удалось лишь в 1881-ом году, когда Жданов уже имел имя, профессорское звание и был первым контрабасистом Императорских театров. Его письмо-прошение в дирекцию ИРМО, в котором Василий Жданов указал, что написанная им «Школа для контрабаса» была проверена им на пракрите за годы его преподавания в Санкт-Петербургской консерватории и удостоверилСЯ в её полезности, успешно было рассмотрено и выпущено издательством «В.Бессель и Ко» на русском и немецком языках. В письме также указывалось мнение специалиста, а именно приписка Даниэля Ратера[6]: «Сто страниц школы обойдётся приблизительно около четырёхсот рублей».[7] Это и стало первой оригинальной российской школой игры на контрабасе, ставшей на несколько десятилетий основным пособием в обучении контрабасистов в Санкт-Петербургской консерватории. Преподавать же Василий Александрович Жданов начал в 1877 году. После смерти его педагога Джованни Ферреро, место освободилось и его занял сам Жданов, где он и начал обучать по своей методе. Как уже отмечалось, именно с приходом в консерваторию Василия Жданова преподавание контрабаса постепенно обрело академический, системный подход. После выпуска первой редакции «Школы для контрабаса» Жданов всё-таки немного пересмотрел своё отношение к «превосходящей», ведущей итальянской школе, где использовалась свободная, безпозиционная игра и игра на грифе 1, 3 и 4-го пальцев для охвата тонов и полутонов, а 2-й, наиболее сильный, не находил применение. Во второй редакция Жданов больше склонялся к молодой чешской школе, которая строилась на строгом порядке позиций на грифе инструмента. Использовались 1, 2 и 4-й пальцы, а 3-й применялся только в позициях ставки. А смычок и вовсе стал предпочтительнее с высокой колодкой, который сегодня именуется «немецким». Это говорит нам о том, что мышление Жданова, основанное на традициях итальянской школы и придерживающееся их на протяжении большей его части преподавательской и артистической деятельности, было изменено. Профессор был способен к разумной, объективной профессиональный переориентации. К сожалению, автор не застал издания новой версии своей работы. Вторая редакция увидела свет только в 1912 году, через два года после смерти Василия Александровича Жданова. Кроме «Школы для контрабаса» Василий Жданов выпустил ещё один не менее важный труд: «Трезвучия и гаммы для контрабаса», а также писал пьесы для контрабаса, некоторые из которых сохранились (см. «Приложение»).
[1] Распоряжение Министра Императорского двора князя Волконского от 16 января 1845 года: «По всеподданнейшему докладу о продолжении музыкального класса при Придворной Певческой капелле, Государь повелел соизволил: по неимению свободных сумм на создание означенного класса, закрыть оный».
В консерватории преподавал Жданов успешно, ученики его были высокого уровня. Однажды, в 1891 году, Евгений Карлович Альбрехт, скрипач и музыкальный педагог, при очередном инспектировании консерватории отметил, что «класс контрабаса, бесспорно, находится в хороших руках, и результаты его весьма солидны». Среди его учеников можно выделить будущих контрабасистов Мариинского театра: М. Словачевский, П. Гуляев, П. Тихов, Н. Орлов, и П. Добров, который закончил консерваторию с малой серебряной медалью. Основываясь на всём сказанном, можно сказать, что Василий Жданов один из самых значимых контрабасистов в истории России, не только как исполнитель, но и как педагог, первый, кто основал систематизированную школу контрабаса.
[2]Гос.Архив РФ ф. 497, оп. 5, д. 1085, л. 1
[3] Иван Осипович Ферреро – имя Джованни Ферреро, данное при получении российского подданства.
[4]Гос.Архив РФ ф. 408, оп. 1, д. 79, л. 96.
[5]Гос.Архив РФ ф. 408, оп. 1, д. 79, л. 944.
[6] Даниэль Ратер – руководил издательской фирмой и музыкальным магазином в Санкт-Петербурге с 1865 по 1890 год.
[7]Гос.Архив РФ ф. 361, оп. 9, д. 59, л. 6.