Сергей Кусевицкий

Сергей Кусевицкий

«Хочу играть на нем лучше всех»

Сергей Александрович Кусевицкий

С шести лет Сережа играл на альте и виолончели, но больше всего ему нравился почему-то контрабас. Дома с самого раннего утра мальчик запирался в старой деревянной баньке и по много часов тренировался на неуклюжем стареньком инструменте, стирал пальцы в кровь, но упорно долбил этюды и упражнения. Однажды отец спросил его: почему он так упорно держится за эту громоздкую штуку? И Сергей ответил: «Хочу играть на нем лучше всех». Как видим, позднейшие разговоры о том, что контрабас будто бы стал случайным инструментом для Кусевицкого, беспочвенны. Природная тяга к контрабасу проявилась у Кусевицкого в детстве.

Позже Сергей начал мечтать о карьере дирижера, но влюбленность в странный, огромный, неповоротливый, казалось бы, инструмент никогда не оставляла его.

Контрабас стал тем инструментом, который принес Кусевицкому его первую мировую славу.

Контрабасист-виртуоз

Однако, когда в 1891 году Сергей с тремя рублями в кармане тайно от отца уехал в Москву, чтобы поступать в консерваторию, он думал уже о дирижерском классе. Но на вступительные экзамены он опоздал — и в консерваторию, и в Филармоническое училище, по статусу приравненное к консерватории. Директор училища предложил ему выбрать класс тромбона, фагота или контрабаса — это были бесплатные классы со стипендией.

Судьба словно упорно вела Кусевицкого к его первой славе: он поступил в класс контрабаса к известному педагогу Й.Рамбаусеку.

Страсть к любимому инструменту вспыхнула у Кусевицкого с новой силой. Снова он просыпается ни свет ни заря и начинает играть гаммы и упражнения. Он много играет в ансамблях, выказывая себя великолепным ансамблистом, так что через год после поступления в Филармоническое училище его принимают в оркестр частной оперы С. И. Мамонтова.

Бывало, в репетиционных сыгровках он вступал в соревнование с виолончелистами и выходил победителем и по части техники, и по части чистоты звука. Вскоре о Кусевицком по Москве пошла слава как о замечательном контрабасисте-виртуозе. Именно как уникального виртуоза его привели однажды представить к П. И. Чайковскому. Кусевицкий сыграл композитору Andante cantabile из его Первого квартета в собственном переложении. Чайковский сел за рояль… Надо думать, эта встреча запомнилась Кусевицкому навсегда.

Живость мелодии и блеск пассажей

Кусевицкий учился и играл. Играл на каникулах в рижском оркестре, подрабатывал в разных московских оркестрах, играл на музыкальных вечерах и студенческих вечеринках, играл в опере Мамонтова. В 1894 году, еще студент, он выдерживает конкурс на место контрабасиста в оркестр Мариинского театра и тут же переводится в Большой театр в Москве.

Работа в оркестре Большого театра сильно продвинула мастерство музыканта, и два года спустя Кусевицкий впервые выходит на эстраду с сольной программой: в Петербурге он исполняет контрабасовый концерт Штейна и Тарантеллу Боттезини. Пресса сразу отметила двадцатидвухлетнего артиста: «г. Кусевицкий… умеет передать на контрабасе живость мелодии и блеск пассажей…» «… он проявил… выработку техники и тона, порой извлекая совершенно виолончельные звуки…»