«Планета-контрабас»: 20 октября
Концерт 20 октября лауреата международных конкурсов, солиста Лондонского симфонического оркестра Рината Ибрагимова вызывал повышенный интерес, поскольку маэстро представил слушателям контрабас XVIII в. — «венский пятиструнник» и программу из произведений композиторов этого времени — К. Диттерсдорфа и Я. Ванхаля. Контрабасист играл в сопровождении московского ансамбля старинной музыки «The Pocket Symphony», под руководством Назара Кожухаря, и концерт очень украсили обрамлявшие программу симфонии —«шутки» композиторов XVIII в. Й. Шпергера и Й. Гайдна.
Известно, почему Йозеф Гайдн сочинил «Прощальную» симфонию, во время исполнения которой музыканты убирают инструменты и постепенно покидают оркестр. Не всем известна история появления«Приветственной» симфонии Йоханна Шпергера. Он решил подшутить над великим коллегой и написал симфонию «наоборот»: исполнение начинает скрипач и постепенно оркестр заполняют другие инструменталисты. Конечно, хорошо знакомая музыка в программе концерта (кроме симфонии Шпергера) не стала сенсацией, однако ансамбль «The Pocket Symphony» и дирижер интерпретировали симфонии двух «оппозиционеров» со вкусом и мастерством. Что касается солиста, разница в звучании обычного контрабаса и «венского» инструмента не очень ощущалась. Тем не менее, не могло не вызывать восхищения блистательное владение инструментом, характерное для этого замечательного музыканта.
«Планета-контрабас»: 23 октября
23 октября концертный зал был предоставлен двум солистами, лауреатами III Международного конкурса им. С. А. Кусевицкого. Мария Шило, окончившая С. Петербургскую консерваторию, и Григорий Кротенко, воспитанник Московской консерватории, играли труднейшие виртуозные произведения для контрабаса.
Мария Шило — пьесы Р. Глиэра, Дивертисмент Н. Рота, фантазию«Лючия ди Ламмермур» Д. Боттезини. Григорий Кротенко, в ансамбле с виолончелистом Евгением Румянцевым, исполнял редко звучащее произведение Д. Боттезини — Вариации на темы оперы Беллини «Пуритане» для виолончели и контрабаса, а затем, вместе с великолепной скрипачкой Асей Соршневой, еще и Большой концертный дуэт для скрипки и контрабаса. Кроме того, оба артиста включили в свои программы необычные для репертуара контрабасистов переложения — Канцонетту из скрипичного концерта П. И. Чайковского (М. Шило) и пьесы Гранадоса, Вагнера и Бруха (Г. Кротенко). Надо ли говорить, что уже сам репертуар музыкантов требовал только высшего мастерства владения инструментом и достаточного артистического опыта. Оба исполнителя подтвердили свое реноме и свои способности решать сложнейшие художественные задачи.
«Планета-контрабас»: 26 октября
26 октября заключительный концерт фестиваля — событие скорее даже не дней фестиваля, а всей музыкальной жизни Петербурга. Концерт собрал весьма значительные и необычные исполнительские силы: солисты вокалисты, женский хор, группа контрабасов (студенты и выпускники класса контрабаса С. Петербургской консерватории) в качестве струнной группы оркестра, отдельные инструменталисты, как участники ансамблей — оркестров. В программе два новых сочинения петербургских композиторов и уж совершенно необычное в «инструментовке»явление — группа контрабасов, как «оркестр» в отрывках из опер.
В первом отделении шесть контрабасистов ансамбля «QuattroBass+» (М. Шило, В. Кононенко, К. Дубовик, Б. Маркелов, В. Ивахненко, А. Афанасенко), «заменив»симфонический оркестр, участвовали в исполнении фрагментов из опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского (солисты Елена Корженевская — сопрано и Николай Емцов — тенор).
Во втором отделении прозвучало произведение «Voice mea ad Domini clamavi» («Гласом моим ко Господу воззвах») Сергея Екимова. «Оркестр» сочинения — ансамбль контрабасистов, чембало и ударные инструменты, при участии Женского хора С. Петербургского музыкального колледжа имени Н. А. Римского Корсакова и солистов-вокалистов Екатерины Красько, Настасьи Хрущевой, Александра Шалимова и Дмитрия Габбасова, представили слушателям премьеру сочинения, интересного и по содержанию, и по исполнительским средствам, избранным автором. Приятно удивило качество вокального мастерства женского хора колледжа, профессионально справившегося со сложными художественными задачами как в первом, так и во втором больших произведениях, в чем несомненная заслуга его руководителя Сергея Екимова.
Другое произведение также премьера — «Stabat Mater» Игоря Воробьева. Композитор уже сочинял музыку с участием ансамбля контрабасов (он также автор концерта для контрабаса с оркестром), выполняющего функцию струнной группы маленького оркестра. В новом сочинении композитор снова обратился к оригинальному составу инструментов. Кроме контрабасов в нем участвовали флейты, ударные инструменты, арфа, фортепиано и орган. Произведение крупного масштаба, из десяти частей с латинским текстом, исполняли солисты — вокалисты Юлия Симонова, Наталья Бирюкова, Настасья Хрущева, Татьяна Резетдинова, Юрий Семенов, Екатерина Семион и уже упоминавшийся Женский хор. Дирижировал произведением сам автор Игорь Воробьев и нельзя не отметить его профессиональные достоинства именно как дирижера, поскольку и гармоническая фактура произведения, и, особенно, его ритмическая структура, требовали настоящего мастерства. Завершить обзор фестиваля контрабаса в С. Петербурге нельзя иначе, чем снова называя имя его инициатора, организатора и вдохновителя Александра Шило, взявшего на себя еще и функции комментатора всех концертов.