Мне всегда импонировали музыканты, стремящиеся к высшему в искусстве. Один из них Ханс Релофсен (Hans Roelofsen, Нидерланды), контрабасист-солист и педагог.
Это ему принадлежат слова:«Лучше играть сюиты И. С. Баха, чем Сюиту Х. Фрибы, лучше играть Сонату Й. Брамса, чем Сонату А. Мишека».
В программе его сольного концерта «виолончельные» —Соната Ф. Шопена, Адажио и аллегро Р. Шумана, пьеса А. Пьяцоллы. Соната Ф. Шопена далеко не всегда убедительно интерпретируется даже виолончелистами. По-видимому, и в этом проявляется не слишком большая ее популярность. Звучание на контрабасе этой сонаты определенно вызывало сомнение в правомерности подобного «эксперимента». К сожалению, при весьма высоком уровне исполнительского искусства Релофсена не передавались тонкие, чарующие прелести прекрасной музыки в интерпретации «Адажио и аллегро» Р. Шумана, да и пьесы А. Пьяцоллы.
Интересными, увлекающими были программы солистов, в которых наряду с переложениями для контрабаса исполнялись оригинальные произведения. Прежде всего, об уникальном концерте выдающегося контрабасиста-виртуоза Томаса Мартина (Англия, Лондон). В программе его выступления прозвучали пьесы Антонио Торелло, знаменитого в свое время контрабасиста — солиста Филадельфийского оркестра (США), и сюита «Андалузия»П. Вэллса (Pere Valls). Но когда артист, только что отметивший свое 70-летие, оказался в ансамблевой паре с Кристиной Хук, одной из самых известных сегодня концертирующих контрабасисток, и зазвучали Соната Г. Генделя для двух басов, а затем еще и Большой концертный дуэт для двух контрабасов Д. Боттезини, хотелось не только кричать «бис». Хотелось «снять шляпу» и орать «Vivat!» артистам.
Еще об одном исполнителе необходимо сказать в ракурсе мнений о возможностях переложений для контрабаса. Дэвид Мюррей (David Murray, США, Индианополис), известный контрабасист солист и педагог, предложил слушателям весьма интересную программу, включившую виолончельные сочинения — Фантастические пьесы Р. Шумана, Сонату Д. Шостаковича и популярную пьесу для контрабаса с чтением текста «B. B. Wolf» («Большой бедный волк») Д. Дика.
Российские контрабасисты также обращались к пьесам Шумана и вполне убедительно их интерпретировали. Поэтому сравнение было неизбежным. В исполнении Мюррея пьесы прозвучали естественно и эмоционально, быть может, иногда не хватало силы звука. Пьеса Дика всегда вызывает интерес и бурную реакцию у слушателей. Оригинальное, с настроением, произведение эмоционально встретила публика и в этом случае. Серьезные претензии к исполнителю, взявшемуся за сонату Шостаковича, вызывали резко ощутимое несоответствие музыкального замысла композитора масштабу звучания контрабаса и собственно интерпретация музыки глубокого содержания. Едва ли оправдано посягательство контрабасиста на это произведение.
Вопреки некоторым утверждениям, будто зарубежные музыканты предпочитают исполнять оригинальные произведения, реальная концертная жизнь конгресса, в котором объединились контрабасисты самых разных взглядов и пристрастий, самых разных творческих возможностей, с очевидностью демонстрировала серьезное обращение исполнителей к переложениям. И не просто к музыке для других инструментов, более всего к виолончельной музыке, но именно к сочинениям крупной формы. Например. Василис Папавассилиу (Vassilis Papavassiliou, Греция, Афины) играл в своем концерте Сонату Л. Боккерини фа-мажор и Сонату Л. Бетховена № 5. Бозо Парадзик (Bozo Paradzik, Германия, Фрайбург) Сонату Фа-мажор Л. Бетховена. Казалось, контрабас намерен вернуть себе престижность инструмента, присущую ему в XVII и XVIII вв.
Сольные выступления
Рядом с почтенными ветеранами и звездами контрабасового искусства проходили сольные концерты музыкантов новых поколений. В их программах широко представлены были и оригинальные сочинения, и переложения. Недавний лауреат первой премии престижнейшего конкурса в Мюнхене, Гунарс Упатниекс (Upatnieks Gunars) из Латвии, ныне концертмейстер группы филармонического оркестра в Бергене (Норвегия), представил слушателям произведения высшей трудности как для инструменталиста, так и для интерпретатора:«Bass Trip» для контрабаса соло П. Васкса, Большое аллегро Д. Боттезини, Полонез А. Мишека.
Однако, «гвоздем» программы оказалась Соната Ц. Франка, произведение, на которое все чаще обращают внимание контрабасисты. Соната «опасна» для любого исполнителя, будь то скрипач, виолончелист или, тем более, контрабасист. Музыка сонаты Франка требует от инструменталиста владения масштабным диапазоном динамики звука, требует живой, не декоративной эмоциональности. Упатниекс блестяще преодолевал все исполнительские проблемы, демонстрируя свой талант и мастерство. Упрек приходилось адресовать только самому инструменту — контрабасу, который не мог«производить» большее, чем ему дано от природы низкого струнного смычкового инструмента, обладающего несколько глуховатым звучанием.
Руслан Лютцик (Ruslan Lutsyk) соло — басист и профессор из Цюриха (Швейцария) блеснул мастерством в программе широкого стилистического диапазона. Вокализ С. Рахманинова и Адажио Д. Шостаковича соседствовали с фантазией «Лючия ди Ламмермур» Д. Боттезини и Сонатой 1963 Ф. Прото. Эта Соната, одно из наиболее интересных, мастерски написанных произведений современного репертуара контрабасистов, была сыграна артистом с великолепным вкусом и пониманием мысли автора сочинения.