V Международный конкурс контрабасистов им. С. А. Кусевицкого (2013)

V Международный конкурс контрабасистов им. С. А. Кусевицкого (2013)

О конкурсеПрограммаУсловияЖюриУчастникиФото

С 4 по 11 декабря 2013 года в Санкт-Петербурге прошёл юбилейный пятый международный контрабасовый фестиваль имени С. А. Кусевицкого. Конкурс проводился в четыре этапа. Ко второму туру допускались не более десяти участников, к третьему – не более восьми. Четвёртый раунд – финальный, не более пяти участников.

Все участники конкурса должны были исполнить концерт для контрабаса Кусевицкого на этот раз уже в сопровождении оркестра. Для второго тура в качестве обязательного произведения была выбрана соната C. Губайдулиной для контрабаса. Данное произведение, написанное в 1975, позволяло каждому участнику показать своё видение художника-интерпретатора, музыкально раскрасить контуры мелодических линий. И с этим заданием справились практически все участники второго тура. На третьем туре очень сильное впечатление произвели, к сожалению, не попавшие в финал конкурса Виктор Осокин (Украина) и Клаудио Фернандес (Венесуэла).

Финал конкурса получился поистине интернациональным. Призовые места распределились следующим образом – 1-я премия была присуждена Евгению Рыжкову (Россия), 2-я – Николаю Шахову (Украина), 3-е место разделили Андер Перрино Кабелло (Испания) и Марек Романовский (Польша), диплом конкурса получил француз Теотим Вуазен.

Не будет лишним чуть подробнее рассказать о финалистах. Теотим Вуазен, ученик Альберто Бочини и Рината Ибрагимова, несмотря на юный возраст, уже лауреат нескольких международных конкурсов. Марек Романовский является стипендиатом Министерства культуры Польши. Совсем недавно осенью 2013 года он получил вторую премию на первом международном конкурсе контрабасистов во Вроцлаве (Польша). Андер Перрино Кабелло, после окончания Высшей школы музыки им. Ханса Эйслера в Берлине, в 2010 году начал сотрудничество с Оркестровой академией Берлинской филармонии, став первым испанским музыкантом, вошедшим в состав струнной группы. Николай Шахов в настоящее время является студентом 5-го курса Одесской музыкальной Академии им. А.В. Неждановой, лауреат международного конкурса. Евгений Рыжков, являющийся студентом Санкт-Петербургской консерватории (класс А.А. Шило), уже выступал в этом году на конкурсе солистов ISB 2013 (International Society of Bassists). Его исполнение виолончельной сонаты Брамса (e-moll) было настолько эмоционально насыщенным, что привело в трепет искушённую американскую публику, чему был свидетелем автор этих строк.

Жюри конкурса было более чем авторитетным: председатель конкурса Алексей Васильев (Солист, дирижер, директор Музыкального колледжа имени Н.А.Римского-Корсакова), Евгений Колосов (Заслуженный деятель искусств России, профессор Московской консерватории), Ростислав Яковлев (доцент Санкт-Петербургской консерватории, лауреат Всесоюзного конкурса), Евгений Левинзон (США, солист, профессор Julliard School), Кристина Хук (Германия, солистка, профессор Моцартеум университета г. Зальцбург), Милослав Елинек (Чехия, солист, профессор академии имени Яначека в Брно), Альберто Бочини (Италия, солист, профессор женевской академии музыки), Каталин Ротару (Румыния, США, солист, профессор музыки в университете штат Аризона), Клаус Трумпф (Германия, профессор, организатор Международного конкурса контрабасистов имени Шпергера) Директор конкурса: Александр Шило — Заслуженный артист России, доцент Санкт-Петербургской консерватории, Лауреат Всесоюзного конкурса.

Одна из характерных особенностей конкурса Кусевицкого – это концерты членов жюри и лауреатов прошлых лет. Так на открытии конкурса выступил Александр Алексеевич Шило и Лауреат третьего конкурса Кусевицкого Мария Шило. Специально для единственного выступления в Санкт-Петербург прибыл Лауреат третьего конкурса Кусевицкого Григорий Кротенко. Он исполнил несколько современных произведений, в том числе и сонату С. Губайдулиной, которую играли все участники конкурса. Кристина Хук в основном исполняла произведения современных авторов. Альберто Бочини порадовал слушателей тремя произведениями собственного сочинения (интересно было увидеть некоторые необычные приёмы звукоизвлечения, в частности искусственные флажолеты, сыгранные pizzicato), обрамив их двумя виртуозными пьесами Дж. Ботезини, сыгранными элегантно и легко. Милослав Елинек представил программу исключительно чешских авторов. А Каталин Ротару выступил с премьерой второй сонаты Франка Прото. Эта соната была специально написана (через 50 лет после первой дипломной) (!) для маэстро Ротару, и её мировая премьера состоялась в июне этого года на международной конвенции контрабасистов ISB в США. Но основной интерес слушателей всё-таки вызывал заявленный на афише скрипичный концерт Моцарта №5. Блестяще исполнив его и продемонстрировав феноменальную технику, маэстро Ротару вызвал бурю аплодисментов. Когда публика успокоилась, Каталин сказал, что был бы очень рад, если этот концерт будет включён в программу первого тура следующего конкурса Кусевицкого, наряду с другими концертами венских классиков – Диттерсдорфа, Ванхаля, Хоффмайстера. Конечно, с точки зрения музыкальности музыка Моцарта несравненно выше, чем концерты его современников для контрабаса. Но преодоление технических трудностей, вероятно, под силу только маэстро Ротару. Во всяком случае, на данный момент. А в конце концерта нас ждал сюрприз — пьеса Пьяццоллы Le Grand Tango, которую Каталин подготовил специально для этого выступления.

Партнёром по камерному ансамблю жюри блестяще выступила пианистка Мария Черноусова, на чьи хрупкие плечи также легли ещё и ежедневные выступления с конкурсантами.

Отдельно нужно отметить лекцию профессора Клауса Трумпфа о Иоганне Маттиасе Шпергере, контрабасисте и композиторе, современнике Гайдна и Моцарта. Можно было увидеть копии рукописных нот Шпергера, узнать любопытные исторические факты, например, что Шпергер музицировал с русским царём Александром I, который исполнял партию виолончели. Увлекательный рассказ сопровождался прослушиванием музыкальных записей, а Марек Романовский, ученик Клауса Трумпфа, исполнил одну из частей сонаты Шпергера непосредственно на лекции.

Данный конкурс убедительно доказал, что уровень развития контрабасового исполнительства в настоящий момент находится на стадии, приближающейся к уровню семейства скрипичных струнных инструментов, причём общая картина заметно изменилась за последние 15-20 лет. Значительно вырос средний уровень мастерства контрабасового сольного исполнительства. Возможно, эта ситуация послужит толчком к появлению новых произведений для контрабаса, которые мы можем надеяться услышать на следующем уже шестом конкурсе Кусевицкого в 2015 году.

Дмитрий Высоцкий.

Программа конкурса предусматривает четыре тура, в каждом из которых участникам предлагается исполнить одно из предложенных музыкальных произведений.

Первый тур

I. Один из концертов для контрабаса с оркестром (по выбору участника):

  • Ванхаль. Концерт ре мажор
  • Диттерсдорф. Концерт ре мажор
  • Драгонетти. Концерт
  • Моцарт. Концерт для фагота с оркестром (версия для контрабаса)
  • Хофмайстер. Один из опубликованных концертов
  • Шпергер. Один из опубликованных концертов

II. Одно из произведений для контрабаса соло(по выбору участника):

  • Збинден. «Посвящение И.С.Баху»
  • Йентч. Соната
  • Левитин. Соната (1 и 2 части)
  • Франсе. Тема и вариации
  • Хауто-Ахо. Каденция
  • Шлег. Соната «Слуцкие письмена»
  • Эгилссон. «Европейские воспоминания»
  • Эллис. Соната
  • Хенце. Серенада
  • Табаков. «Мотивы»
  • Васкс. «Контрабасовое путешествие»

III. Оригинальная виртуозная пьеса по выбору участника (не более 10 минут).

Второй тур

I. Одна из сонат (по выбору участника):

  • Брамс. Соната для виолончели ми минор (версия для контрабаса)
  • Журбин. Соната
  • Кобляков. Соната
  • Купкович. Соната «Памяти О.Бадила»
  • Мишек. Сонаты №1,2,3
  • Прото. Соната 1963
  • Франк. Соната для скрипки (версия для контрабаса)
  • Фукс. Соната
  • Хиндемит. Соната
  • Шуберт. Соната «Арпеджионе»
  • Гроцкий. «Городские движения»

II. Обязательное произведение:

  • Губайдуллина Соната

Третий тур

I. Один из концертов для контрабаса с оркестром в переложении для контрабаса и фортепиано (по выбору участника).

  • Лансен. Концерт
  • Мортари. Концерт (посвящается Ф.Петракки)
  • Прото. «Кармен-фантазия»
  • Рота. Концертный дивертисмент
  • Санкей. «Кармен-сюита»
  • Тубин. Концерт
  • Фонтен Концерт
  • Франсе. Концерт
  • Чайковский. Симфония-концерт
  • Эшпай. Концерт
  • Воробьев. Концерт
  • Кобляков. Концерт

II. Одна из пьес русских композиторов в переложении для контрабаса и фортепиано:

  • Глазунов,
  • Чайковский,
  • Рахманинов,
  • Шостакович,
  • Римский-Корсаков

Четвертый тур

Выступление с оркестром

  • С.Кусевицкий — Концерт для контрабаса с оркестром.
Пятый Международный конкурс контрабасистов имени С. А. Кусевицкого состоится в Санкт-Петербурге в период с 4 по 11 декабря 2013 года. В конкурсе могут принять участие музыканты в возрасте до 35 лет, т. е. родившиеся после декабря 1978 года.

Организаторы конкурса вправе осуществлять аудио, фото и видео съемку, с последующим выпуском CD и видео дисков.

Порядок подачи заявок

Заявки принимаются до 15 октября 2013 года на сайте: www. bassacademy.ru, www.competition.bassacademy.ru.
E-mail: bassacademysak@rambler.ru

К заявке прилагаются следующие документы в электронном виде
  1. Копия паспорта
  2. Краткая творческая биография
  3. Цветная фотография (не менее 1 MB в формате JPG)
  4. Конкурсная программа

Правила проведения

Общие условия
  1. Оргкомитет бесплатно предоставляет участникам конкурса концертмейстера с репетицией по 60 минут перед каждым туром.
  2. Конкурсант может прибыть со своим концертмейстером, о чем следует указать в заявке.
  3. Зарубежные участники конкурса самостоятельно оформляют паспорта и визы в Российском консульстве. Визовую поддержку обеспечивает Организационный комитет конкурса.
  4. В случае отказа кандидата от участия в конкурсе, документы и вступительный взнос не возвращается. Вступительный взнос для граждан Российской Федерации 4000 руб. Оплата производится в момент регистрации участника.
Премиальный фонд
  • 1 премия — 200 000 руб. (5 000 евро)
  • 2 премия — 100 000 руб. (2 500 евро)
  • 3 премия — 50 000 руб. (1 250 евро)
  • Два диплома по 20 000 руб. (500 евро)
  • Два диплома лучшим концертмейстерам конкурса по 10 000 руб. (250 евро)
Порядок проведения
  1. Конкурсные прослушивания проводятся в четыре тура. Четвертый тур — с оркестром.
  2. Все произведения должны исполняться наизусть.
  3. Строй контрабаса по желанию участника.
  4. Прослушивания на всех турах проводятся публично.
  5. Порядок выступления на конкурсе определяется жеребьевкой и сохраняется до его окончания.
Права жюри
  1. Не присуждать все премии.
  2. Делить премии между исполнителями.
  3. Присуждать дипломы лучшим концертмейстерам конкурса.
Обязанности лауреатов конкурса

Лауреаты конкурса обязаны выступить в заключительном концерте.

Жюри конкурса

Васильев Алексей (Россия) — Солист, дирижер, директор Музыкального колледжа имени Н.А.Римского-Корсакова


Колосов Евгений (Россия, Москва), заслуженный деятель искусств России, профессор Московской консерватории.


Яковлев Ростислав (Россия) — Доцент Санкт-Петербургской консерватории, лауреат Всесоюзного конкурса


Трумпф Клаус (Германия) — Профессор, организатор Международного конкурса контрабасистов имени Шпергера.


Левинзон Евгений (Нью-Йорк, США), солист, концертмейстер группы контрабасов Нью-Йоркского филармонического оркестра, профессор Juilliard School.


Хук Кристина (Зальцбург, Австрия), солистка, профессор Моцартеум университета в городе Зальцбурге.


Бочини Альберто (Италия) — Солист, профессор


Елинек Милошь (Чехия) — Солист, профессор академии имени Яначека в Брно


Ротару Каталин (США), солист, профессор музыки в университете, штат Аризона.

Директор конкурса:
Шило Александр — Заслуженный артист России, доцент Санкт-Петербургской консерватории, Лауреат Всесоюзного конкурса

Участники V Международного конкурса контрабасистов имени Сергея Кусевицкого

  • Рыжков Евгений (Россия)
  • Perrino Cabello Ander (Spain)
  • Абакумов Андрей (Россия)
  • Hernandez Claudio (Venezuela)
  • Romanowski Marek (Poland)
  • Jabłczyński Paweł (Poland)
  • Гладков Юрий  (Россия)
  • Voisin Théotime   (France)
  • Попов Дмитрий (Россия)
  • Байгожин Алмас (Казахстан)
  • YU JAEHONG (Korea)
  • Sanchez Carlos (Costa Rica)
  • Шахов Николай (Украина)
  • Будагаев Роман (Россия)
  • Корзун Мария (Россия)
  • Medvedev Ivan (Danmark)
  • Аверьянов Аркадий (Россия)
  • Ana Córdova (Spain)
  • Isabel Peiro Agramunt (Spain)
  • Мясников Иван (Россия)
  • Кузнецов Александр (Россия)
  • Осокин Виктор (Украина)
Раздел обновляется

Program

I Round
1. One of the concerts for double bass and orchestra (of the participant’s choice), I movements:
Vanhal. Concerto in D Major
Dittersdorf. Concerto in D Major
Dragonetti. Concerto
Mozart. Concerto for bassoon and orchestra (version for double bass)
Hoffmeister. Concertos No.1 or No.3
Sperger. One of the published concertos
2. One of the works for double bass solo
(of the participant’s choice):
Zbinden. «Hommage a J.S.Bach»
Yentch. Sonata
Levitin. Sonata
Francaix. Theme and Variations
Hauto-Aho. Cadenza
Shleg. Sonata «Slutsk Character»
Egilsson. «European Memories»
Ellis. Sonata
Henze. Serenade
Tabakov. «Motives»
Vasks. «Bass Trip»
3. Original virtuoso piece (of the participant’s choice):

II Round
1. One of the sonatas (of the participant’s choice):
Brahms. Sonata for cello in e minor
(version for double bass)
Zhurbin. Sonata
Koblyakov. Sonata
Kupkovich. Sonata «In Memory of O.Badil»
Mischek. Sonata No.1,2,3
Proto. Sonata «1963»
Franck. Sonata for violin (version for double bass)
Fuchs. Sonata
Hindemith. Sonata
Schubert. Sonata «Arpeggione»
Grotsky. «Urban Movements»

2. Obligatory work:
Gubaidullina Sonata
III Round
1. One of the concertos for double bass and orchestra arranged for double bass and piano (of the participant’s choice):
Lansen. Concerto
Mortari. Concerto (Dedicated to F.Petracchi)
Proto. «Carmen Fantasy»
Rota. Divertimento Concertante
Sankey. «Carmen Suite»
Tubin. Concerto
Fontaine. Concerto
Francaix. Concerto
Tchaikovsky. Symphony-Concerto
Eshpai. Concerto
Vorobyev. Concerto
Koblyakov. Concerto
2. One of the pieces of the Russian composers arranged for double bass and piano:
Glazunov
Tchaikovsky
Rachmaninov
Shostakovich
Rimsky-Korsakov

IV Round (with orchestra)
Koussevitzky. Double Bass Concerto