Петербургская «Академия контрабаса» — явление необычное. Не часто встретишь учреждение или организацию, вся деятельность которого посвящена только одному инструменту, причем инструменту, далеко не столь популярному у слушателя, как скрипка или фортепиано, и что уж совсем необычно — не являющимся по природе своей сольным. Правда, без него не обходится ни один симфонический оркестр и мало какой джаз-ансамбль. Этот инструмент — контрабас. Инструмент сам по себе тоже необычный. Необычны его размеры, необычно звучание. Необычно и то, что никто еще не брался определить его функцию в безбрежном мире музыки. Ибо контрабас, как инструмент, находится в стадии развития. Никому не придет сегодня в голову усовершенствовать скрипку или фортепиано, разве что это будет некий конструкторский изыск. Но контрабас до сих пор не имеет точных, установившихся десятилетиями замеров, количество струн у разных инструментов может быть разное, исполнители часто настраивают инструмент на свой вкус, а некоторые исполнители заказывают мастерам контрабас, на котором было бы удобно играть именно им.
Принято считать, что контрабас — сугубо оркестровый инструмент, обеспечивающий в оркестре басовую «педаль». Однако еще в XVIII веке контрабас был известен как сольный инструмент. Искусство таких исполнителей, как Драгонетти, Боттезини, Кусевицкий, показывает, что возможности контрабаса далеко не исчерпаны. У этого инструмента с богатым прошлым, вместе с тем — и большое будущее. И «Академия контрабаса» призвана раскрыть неизведанные возможности этого удивительного инструмента. Организация под названием «Академия контрабаса» появилась в 1998 году. В 2005 году ей было дано название «Академия контрабаса им. С. А. Кусевицкого».
Одним из организаторов, душой Академии и ее президентом является Александр Алексеевич Шило, заслуженный артист России. Петербургская «Академия контрабаса» совмещает в себе учреждение педагогическое, концертно-театральное, пропагандистское. Педагогическая деятельность «Академии» заключается сегодня в помощи студентам петербургских училищ и Петербургской консерватории — как исполнителям, так и композиторам. Некоторые петербургские композиторы давно и охотно сотрудничают с «Академией».
В планах — создание при «Бас-Академии» Школы контрабаса. При «Академии» организуется и вскоре начнет работу музей контрабаса. При «Академии» организованы мастерские по ремонту инструментов и по производству смычков и создается Фонд контрабасов. «Бас-Академия» ставит целью организацию конкурсов контрабасистов. В планах «Бас-Академии» организация «Театра контрабаса». «Академия контрабаса» ведет активную концертную деятельность, при ней существует и с успехом выступает Квартет контрабасов. В планах «Бас-Академии» — развивать звукозаписывающую деятельность. Это прежде всего выпуск компакт-дисков с записями концертов, спектаклей Театра контрабасов. Одна из ближайших задач — выпуск серии компакт-дисков с записями выдающихся исполнителей-контрабасистов. «Академия контрабаса» имеет тесные контакты с различными исполнителями и организациями в Европе и в мире. Скачать буклет в формате PDF.