Кусевицкий Сергей Александрович – русский и американский дирижер, контрабасист, в 1917–1920 – главный дирижер Государственного (Филармонического) оркестра.
Сергей Кусевицкий – уникальная личность в истории мировой музыкальной культуры. Выдающийся контрабасист (в ансамбле с ним выступали Рахманинов, Скрябин, Собинов, Шаляпин), дирижер (дебютировал с Берлинским филармоническим в 1908-м, исполнив музыку Чайковского, Танеева, Глиэра и Первый концерт Рахманинова с автором за роялем), издатель (в 1909 годy основал «Российское музыкальное издательство», где впервые были опубликованы сочинения Скрябина, Прокофьева, Метнера, Стравинского), пропагандист современной музыки и мощный концертный импресарио, организовавший в Москве собственный оркестр, с которым выступал в Москве и Петербурге, гастролировал по Волге. Свою активную деятельность Кусевицкий продолжил и после эмиграции из СССР в 1920 году: проводил ежегодные симфонические «Концерты Кусевицкого» в Париже (1921–1928), сменил Пьера Монтё на посту руководителя Бостонского симфонического оркестра (1924–1949), в 1936 основал летний фестиваль и знаменитую академию «Тэнглвуд», был одним из первых исполнителей Седьмой симфонии Шостаковича, возглавил Американо-советское музыкальное общество.
Важнейшим начинанием русского периода жизни музыканта был основанный им в 1909 году в Москве симфонический оркестр, с которым в двух столицах он устраивал знаменитые серии – «Концерты Сергея Кусевицкого». В Петербурге они в течение семи сезонов (1909–1916) проходили в Дворянском собрании, и это увлекательнейшая страница истории зала. Серьезные программы с очевидным просветительским посылом включали цикл симфоний Бетховена, серию концертов музыки Баха (как указано в анонсе: «Первыя Баховскiя торжества въ Россiи»), премьеры «Петрушки» (фрагментов) и «Весны священной» Стравинского, сочинений Регера, Гречанинова, скрипичного концерта Элгара, исполненного Фрицем Крейслером, и фортепианного концерта Феруччо Бузони с автором за роялем.
Среди других знаменитых солистов были Артур Рубинштейн, Артур Шнабель, Анри Марто, солисты императорских театров Антонина Нежданова, Леонид Собинов, Иван Ершов, Евгения Збруева… Солистом выступал и сам Кусевицкий, не забросивший еще контрабас.
Под его управлением проходило и большинство концертов, хотя изредка он приглашал дирижеров-гастролеров, а 27 ноября 1913 года оркестром Кусевицкого дирижировал авторской программой Клод Дебюсси. Постоянным хоровым коллективом петербургских серий был Хор Александра Архангельского, при его участии в программах «Концертов Кусевицкого» прозвучали Фауст-симфония Листа и «Манфред» Шумана, «Осуждение Фауста» Берлиоза, «Прометей» Скрябина, «Колокола» Рахманинова и «По прочтении псалма» Танеева, кантаты Баха, Реквием Верди, Торжественная месса и симфония № 9 Бетховена. Для ее исполнения Кусевицкий пригласит Хор Архангельского и в концерт 3 октября 1918 года уже с другим коллективом – бывшим Придворным, будущим Филармоническим, а на тот момент – Государственным оркестром. Его директором, а фактически главным дирижером и музыкальным руководителем Сергей Кусевицкий будет официально назначен 15 мая 1917 года.
Февральскую революцию Кусевицкий приветствует. И за новое дело берется со свойственной ему энергией и энтузиазмом. «Первый симфонический концерт под управлением директора Государственного симфонического оркестра Сергея Кусевицкого» состоится 30 сентября 1917 года. Порядковым номером Кусевицкий обозначал и концерты своей антрепризы, проходившей в Дворянском собрании в 1909–1914 годах, что объединяло концерты в некую серию, своего рода абонемент. Так же были спланированы и программы с Государственным оркестром.
Кусевицкий начал со Скрябина. Он играл его четыре вечера подряд – 30 сентября и 2 октября, повторив 5 и 9 октября. Это не удивительно. Со Скрябиным Кусевицкий был дружен. Он дирижировал его симфониями и поэмами, премьерой «Прометея» с автором за роялем в Москве 2 марта 1911 года, через неделю, 9 марта, в Петербурге в зале Дворянского собрания, а затем в Берлине и Лондоне. Скрябинские программы 1917 года проходят в помещении Офицерского собрания – зале Армии и Флота, но уже 16 октября Государственный оркестр играет под управлением Кусевицкого в зале Капеллы монографию Рахманинова (с ним дирижер тоже тесно связан). Следующий, 6-й концерт цикла (Чайковский) анонсирован на 30 октября, но состоится лишь 20 ноября: ход событий нарушит новая – Октябрьская – революция. Советскую власть Кусевицкий не принимает демонстративно.
Автор монографии «Сергей Кусевицкий. Русские годы» (М.: «Языки славянской культуры», 2004) Виктор Юзефович утверждает, что Госоркестр играл под управлением Кусевицкого экстренный концерт уже на следующий день после переворота – 26 октября (8 ноября по новому стилю). Приводит он свидетельства и других выступлений музыкантов, не сохранившихся в архивах филармонии, но подтвержденных иными источниками.
В подшивках газет Юзефович, в частности, обнаружил текст открытого письма Кусевицкого в прессу от 10/23 ноября 1917 года, которое публикует в монографии (с. 361):
«Прошу уделить место в Вашей уважаемой газете нижеследующему моему заявлению:
В кругах, близких к Государственному оркестру и интересующихся его жизнью, распространился пущенный некоторыми лицами слух, будто бы я, стоящий во главе этого оркестра, »вошел в полный контакт» с правительством »народных комиссаров»; при этом самый факт, что я при данных обстоятельствах продолжаю давать концерты, те же лица считают доказательством моей готовности »примириться» с существующим »строем» нашей жизни, т. е. признать его легальным и нормальным. Все это совершенно ложно. Как я вполне определенно высказался в первые же дни последнего переворота, – ни о каком «контакте» между мной и фактической новой властью не может быть и речи; наряду со всеми сознательными русскими гражданами, я подчиняюсь только тому правительству, которое будет установлено Учредительным Собранием; а до этого буду по-прежнему руководить Государственным оркестром – при том непременном условии, что никакая новая «власть» ни в какой форме не станет вмешиваться в дела этого учреждения.
Что касается концертов, то я продолжаю давать их, разумеется, не во имя утверждения воцарившегося у нас режима грубейшего произвола и насилия, а во имя тех избранных, чутких представителей нашего изстрадавшегося общества, для которых музыка – то же, что хлеб насущный, и которые в стихии искусства ищут хотя бы кратковременного отдыха от захватившей нас отвратительной стихии зверства и хамства.
Сергей Кусевицкий»
Но с оркестром Кусевицкий работает все реже. Из запланированной им на сезон 1917/1918 серии состоится 18 концертов. Кусевицкий дирижировал первые восемь вечеров и последний концерт – 20 мая 1918 года. Он пройдет в зале Дворянского собрания (так от руки красными чернилами исправлено анонсированное прежде место проведения – Капелла). В программах Кусевицкого вслед за Скрябиным и Рахманиновым идут монографии Чайковского, Грига, смешанные вечера – с музыкой Монтеверди, Гайдна, Моцарта, Бетховена.
В следующем сезоне 1918/1919 директор Государственного оркестра работает с коллективом эпизодически, все чаще уезжая в Москву. В Петрограде в зале Народного (Дворянского) собрания он открывает сезон 19 сентября 1918 года циклом из четырех концертов, посвященных Бетховену, где исполняет все симфонии, за исключением первой и второй, и, кроме двух январских «Народных концертов», больше с оркестром не выступает.
Он не участвует ни в одной из идеологических программ, не выходит на одну сцену с народными комиссарами, которым нравится выступать перед концертами. Уже эмигрировав, Кусевицкий вспоминал, как во время репетиции мелкий советский чиновник, инспектируя работу оркестра, поинтересовался, кто сидит по правую, а кто по левую руку от дирижера. Услышав в ответ, что слева – первые скрипки, а справа вторые, он возмущенно заявил, что вторых скрипок в советском оркестре быть не может, и распорядился убрать их из коллектива. Подобных историй, больше похожих на анекдот, немало накопилось и в филармоническом фольклоре, все они, пусть и чуть приукрашенные, правдивы.
Могло ли такое вмешательство в жизнь оркестра устроить Кусевицкого – эстета и профессионала, знающего себе цену? Разумеется, нет. Работа с Государственным оркестром была его единственной формой сделки с советской властью, и дирижер рассчитывал на соблюдение своих условий, на которых сделка была заключена. Условия выполнены не были.
В следующем сезоне 1919/1920 Сергей Кусевицкий появляется лишь в мае: 13, 16 и 20 он дает три концерта в зале Народного собрания (в скобках указано: б. Дворянского Собрания) из произведений Гайдна, Бетховена и Вагнера, Дебюсси, Скрябина и Лурье. В день концерта 20 мая заместителем Кусевицкого назначают Гжегожа Фительберга. Кандидатуру, очевидно, согласовывают с Кусевицким. Почти сразу же он уезжает из России, формально – по делам своего издательства, но, как писал вскоре после произошедших событий автор одной из первых статей о коллективе, «никто не питал иллюзий относительно его возвращения».
В Россию Кусевицкий действительно больше не вернется. Распоряжение о его отчислении от занимаемой должности в Наркомпросе подпишут спустя год: 26 мая 1921 года. Это будет уже начало филармонической истории оркестра.