Контрабас в XXвеке
Василий Жданов преподавал в консерватории до своих последних дней 1910-го года, однако, новых учеников он уже не брал как два года. Новые поступления студентов отдавались новому педагогу и продолжателю пути Жданова – Вацлаву Беху. Бех родился 23 ферваля 1877-го года в Чехии, городе Ланкене. Закончил Пражскую консерваторию в классе Венделина Сладека, после чего стал концертмейстером группы контрабасов в оркестре оперного театра Граца. В 1902 году Бех становится солистом Чешской филармонии в Праге, а буквально через полгода занимает место концертмейстера в оркестре Варшавской филармонии. И в целом Бех является довольно известным контрабасистом. Он часто даёт сольные концерты и выезжает на гастроли. Однако, в 1908 году Вацлав Бех приезжает в Санкт-Петербург, где играет конкурс в Мариинский театр и успешно его проходит, заняв место солиста-контрабасиста ушедшего в отставку Жданова, а годом позже становится преподавателем Санкт-Петербургской консерватории. Тогда-то всех новых студентов Жданов и стал отдавать Беху, а после смерти профессора, Бех, взяв под своё крыло, довёл до выпуска и всех оставшихся учеников. Не смотря на то, что Вацлав Бех является представителем чешской контрабасовой школы, больших трудностей при преподавании в Санкт-Петербурге и изменений методики не было, так как схожесть с методикой Жданова присутствовала, который под конец жизни и написании второй редакции «Школы» больше склонялся как раз-таки к молодой чешской школе, чем к итальянской . Постановка правой руки была при смычке с высокой колодкой, а левая рука использовала на нижних позициях 1-2 и 4 пальцы, а на верхних 1-3-4. Но преподавал Вацлав Бех недолго, так как в скором времени началась Первая мировая война и ему пришлось уехать на родину, где он продолжил свою исполнительскую и преподавательскую деятельность. Но стоит отметить, что за годы своей работы в консерватории Бех успел воспитать ряд замечательных контрабасистов, среди которых: С. Буяновский, П. Вейнблат, М. Кравченко, в их числе и будущие педагоги класса контрабаса консерватории — М.Краснопольский (вёл класс с 1914 по 1918) и П.Углицкий (вёл класс с 1916 по 1918).
После Вацлава Беха пошла череда педагогов, которые продолжали контрабасовое дело, но в основном многие преподавали в консерватории совсем не долго и какого-то особого вклада не внесли, но каждого из них стоит упомянуть и довести контрабасовое древо преподавателей до наших дней.
Моисей Львович Краснопольский (1892 – неизвестно) – родился в городе Стародуб, там же окончил городское трёхклассное училище. Затем, как уже было сказано, поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, где учился у Беха, после отъезда которого на родину, стал преподавать у бывших учеников своего педагога. Преподавал Краснопольский до 1918 года.
Углицкий Павел Иванович (1892 — неизвестно) – родился в селе Мишанка, Богословской волости Курской губернии. Образование получил в Харьковском городском четырёхклассном училище, где посещал пение. В Санкт-Петербургской консерватории также обучался у Вацлава Беха, кроме того параллельно обучался ещё и в классе теории композиции и завершил обучение с дипломом. Преподавал контрабас с 1916 года по 1918.
Буяновский Сергей Николаевич (1894 — 1956) – родился в Санкт-Петербурге, в семье артиста Придворного оркестра Мариинского театра. С 1904 года обучался игре на скрипке, а с 1909 уже на контрабасе. Начал обучение в консерватории по классу контрабаса у Вацлава Беха, но из-за уже известных нам причин перешёл к Углицкому. После окончания консерватории в 1918 году был оставлен в качестве преподавателя. Кроме того в 30-е годы начал параллельно стал преподавать в Музыкальном училище имени М.П. Мусоргского (1935-1942) и школе-десятилетке при консерватории (1936-1945). Во время Великой Отечественной Войны был контужен и отправлен в Ташкент до окончания войны, после чего вернулся и продолжил свою педагогическую деятельность, кроме того работал концертмейстером группы контрабасов в Ленинградском государственном академическом Малом театре оперы и балета. Преподавал в консерватории Буяновский вплоть до своих последних дней 1956 года, почти 40 лет. Подготовил и выпустил за это время огромное количество высокопрофессиональных музыкантов, среди которых наиболее яркие имена – М.М. Курбатов (будущий преподаватель консерватории), Р.М. Азархин, В.И. Анисимов. Кроме того написал ряд учебных пособий для обучения игры на контрабасе, например, «Гаммы и арпеджио для контрабаса»(1948г.) и являлся автором переложений для контрабаса пьес П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова.
Шулячук Илья Ильич (18??-19??) – информации об этом педагоге, к сожалению, не сохранилось. Преподавал Шулячук в консерватории всего лишь один учебный год 1920/1921. Единственное, что известно о нём, это то, что Шулячук является автором первой биографии Николо Паганини на русском языке (1912г.)[1]
Кравченко Михаил Васильевич (1882 — 1966) – родился в городе Харьков (ныне Украина), там же окончил музыкальное училище. Консерваторию завершил у Вацлава Беха, после чего работал в оркестре графа Шереметьева (с 1914 по 1916), в Ленинградской филармонии (с 1916 по 1957 концертмейстер), а с 1919 года по 1923 состоял в должности 1-го контрабасиста Михайловского театра. Кроме того выступал в составе камерных ансамблей, например, Квартета имени А.К. Глазунова, квартетов Ленинградской филармонии и консерватории. В консерватории вёл класс контрабаса с 1937 по 1948 год.
Холин Николай Викторович (1884 — неизвестно) – родился в городе Кингисепп. В 1893-1902 обучался в школе солдатских детей в Санкт-Петербурге, где и получил среднее общее и музыкальное образование. В 1905-1914 годах служил оркестрантом в частных театрах и ресторанах. С 1911 года начал посещать занятия по классу контрабаса у Вацлава Беха, но полного консерваторского обучения не получил. С 1916 года Холин служит музыкантом в Оперной студии консерватории, затем в Доме культуры имени А.Д. Цюрупы (1918), после чего в Оперном театре Народного дома (1921), ресторане «Додон» (1922), Гранд-отеле (1924) и кинотеатре «Солейль»(1925). С 1926 года становится артистом оркестра Ленинградского Государственного академического театра оперы и балета. Преподавательскую деятельность Холин начал в 1930-х годах в детской музыкальной школе, в консерватории же преподавал с 1939 по 1941 год.
Курбатов Михаил Михайлович (1905 — 1984) – родился в селе ШихраныЦивильского уезда Казанской губернии. Один из самых значимых педагогов Санкт-Петербургской консерватории. После получения образования сперва в начальной школе Казани (1914-1918), среднего образования в школе 2-й ступени города Цивильска Чувашской области (1918-1921), а затем окончания средней общеобразовательной школе №4 города Казани (1921-1923), работал инструктором отдела допризывной подготовки Военкомата Татарской Республики и телефонистом Управления начальника артиллерии 1-ой Стрелковой дивизии. С 1922 по 1924 год обучался по классу контрабаса в Казанском Восточном музыкальном техникуме, во время обучения в котором служил в Казанском театре (сейчас — Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Ж. Джалиля). После чего поступил в Ленинградскую консерваторию к Сергею Николаевичу Буяновскому. По завершению консерватории в 1930-ом году Курбатов становится артистом оркестра и 2-м концертмейстером группы контрабасов в Малом ленинградском государственном академическом оперном театр е. Уже в 1931-м начинает работать в симфоническом оркестре Ленинградской филармонии, так же 2-м концертмейстером, в 1940-ом становится солистом-концертмейстером контрабасовой группы, и с 1955 до конца своего пути является 1-м концертмейстером. Кроме того, нередко выступал с советскими камерными коллективами, например, квартетами имени А.К. Глазунова, Л. Бетховена, Комитаса. В 1957-м году получает престижную награду: Заслуженный артист РСФСР. В консерватории же начинает свою преподавательскую деятельность сразу после войны, в 1945-м году и ПРОДОЛЖАЕТ ЕЁ до 1984 года, и за всё время преподавания выпускает огромное количество высокопрофессиональных музыкантов, среди которых: С.С. Акопов, Р.М. Вайспапир, Е.И. Левинзон, Г.С. Лукьянин, Н.С. Словачевский, А.А. Шило.
Вейнблат Пётр Абрамович (1894 — неизвестно) – родился в городе Прилуки Полтавской губернии (сейчас Черниговская область Украины). Окончил оркестровый факультет Санкт-Петербургской консерватории по классу контрабаса, где учился с 1912 по 1919 года сперва у Вацлава Беха, затем у Моисея Краснопольского. В 1918 году стал артистом оркестра оперы Петроградского государственного Народного дома. В 1919 перешёл в симфонический оркестр Мариинского театра (петроградский ГАТОБ), затем в 20-м году артист оркестра в Смоленском симфоническом оркестре . В это же время был ещё и преподавателем в Смоленской народной консерватории (1920-1922). После чего устроился в Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии, где проработал почти 40 лет, до 1961 года. Преподавательская же деятельность после двухлетней работы в Смоленске возобновилась только в 1933 году, в Техникуме Ленинградской консерватории, где Вейнблат преподавал два года. А затем в 1945 году стал педагогом Средней специальной музыкальной школы при Ленинградской консерватории. В консерватории же стал преподавать с 1958 года по 1972. Среди его учеников можно отметить таких крупных контрабасовых представителей, как Р.М. Азархин и Е.И. Левинзон.
Лукьянин Герман Станиславович (1935-2012) – обучался игре на контрабасе в Средней специальной школе при Ленинградской консерватории в классе Михаила Курбатова, у него же учился и в консерватории, которую окончил в 1960-ом году. В 1959-ом году успешно прошёл конкурс и стал артистом Заслуженного коллектива Академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии. В 1973 году стал концертмейстером группы контрабасов. В этом же году стал преподавать в консерватории, в которой проработал до 2005 года. В 1983 году Лукьянину присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР.
Акопов Сергей Сергеевич (1943) – родился в городе Пермь. В Ленинграде учился в Средней специальной школе при Ленинградской консерватории, которую закончил в 1961 году. Затем в 1971 году закончил и консерваторию по классу контрабаса у Михаила Курбатова. И уже через три года, в 1974, начал преподавать в Ленинградской консерватории, в которой проработал 13 лет. Сергей Акопов работал во многих оркестрах России и зарубежья: с 1965 работал в государственном академическом театре оперы и балета им С. М. Кирова, с 1969 года в Академическом симфоническом оркестре Ленинградской государственной филармонии, в Заслуженном коллективе России с 1974 года, и затем в оркестре «Солисты Москвы» под управление Юрия Башмета по 1992 год, после чего уезжает за границу, где сперва работает концертмейстером группы контрабасов в симфоническом оркестре Сэра Саймона Рэттла в Англии, в городе Бирминген, а затем с 1995-го года в симфоническом оркестре города Бордо, Франция. В 2013 году Акопов вернулся в Россию и в настоящее время работает в оркестре Мариинского театра.
Шило Александр Алексеевич (1955) – родился в Белгороде. Обучаться музыке стал с восьми лет. Первые годы обучался по классу виолончели, а с 16 лет стал осваивать контрабасовое исполнительное искусство под руководством Е.И. Левинзона в Ленинградском областном специальном детском доме муз.воспитания имени Н.А. Римского-Корсакова, который окончил в 1974 году. В том же году поступил в Ленинградскую консерваторию, в которой учился в классе у профессора М.М. Курбатова. С этого же года Александр Шило начал свою профессиональную деятельность в оркестре Ленинградского академического Малого театра оперы и балета, а по окончанию консерватории в 1979 году, выиграл конкурс в Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии. В 1988 году А.А. Шило был удостоен 1-ой премии на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Хмельницком. В 1989 году по конкурсу был принят в Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под руководством Юрия Темирканова. Свою преподавательскую деятельность в консерватории Александр Шило ведёт с 1992, а также преподаёт в средней специальной школе-лицее при консерватории. Кроме того, Александр Алексеевич один из самых ярких представителей школы контрабасового искусства. Он довольно много гастролировал и давал мастер-классы и за рубежом, и по России, давал сольные концерты с разными симфоническими и камерными оркестрами России, основал Академию контрабаса имени С.А. Кусевицкого, ансамбль контрабасистов «QuattroBass»и является организатором и членом жюри Международного конкурса имени С.А. Кусевицкого.
Яковлев Ростислав Александрович (1952) – родился в Ленинграде. С детства играл на фортепиано, виолончели, трубе и контрабасе. Как контрабасист сперва учился в Музыкальном училище имени М.П. Мусоргского, затем в Ленинградской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Обучался сперва у Михала Курбатова, затем у Сергея Акопова. В 1980 году стал лауреатом Всесоюзного конкурса исполнителей на альте, контрабасе и арфе во Львове. Работал в Оперной студии Ленинградской консерватории, в Академическом симфоническом оркестре Ленинградской филармонии, в камерном оркестре «Солисты Петербурга». В 1994 году Ростислав Яковлев поступил в Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской консерватории под руководством Юрия Темирканова. Преподавать же Яковлев Р.А. начал в 1993 году, сперва в Музыкальном училище имени Н.А. Римского-Корсакова, а с 1995 года – в Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.