Контрабас во второй половине XIX века.
Следующая ступень развития контрабасовой культуры Санкт-Петербурга связанна с именем Джованни Ферреро – первого профессора класса контрабаса в Санкт-Петербургской консерватории. Приехал в Санкт-Петербург Джованни Ферреро в 1845 году и сразу был принят в оркестр императорских театров в качестве первого контрабасиста, а в 1854 году ему был дан статус солиста оркестра. Однако известно, что Ферреро не любил сольные выступления. Больше ему импонировало дирижирование. Например, в 1858 году Джованни Ферреро блестяще продирижировал увертюру Бетховена «Освящение дома». Это мы можем узнать благодаря отзыву музыкального критика Александра Серова, который высоко оценил работу оркестра и нашёл в ней «большое увлечение». Кроме того Джованни часто выступал в качестве дирижёра в студенческом оркестре консерватории, на равне с директором консерватории – Михаилом Павловичем Азанчевским. Самым же значимым выступлением Джованни Ферреро, как дирижёра, можно назвать выступление 6 марта 1866 год – В концертЕ знаменитого итальянского контрабасиста Джованни Боттезини, которого многие называют «Паганини контрабаса», настолько виртуозно он владел инструментом. В анонсирующем буклете сообщалось, что «господин Ферреро уже двадцать лет в качестве первого контрабасиста составляет одно из украшений оперного оркестра Петербурга. Господин Ферреро не будет играть соло на своём инструменте, но в его концерте участвуют чуть не все, что есть лучшего из музыкальных знаменитостей, находящихся теперь в Петербурге. Сам господин Ферреро, как известно, отличный знаток музыки, будет дирижировать оркестром». Из этого можно понять, что профессиональный статус Джованни Ферреро был довольно высок. И, конечно же, сотрудничество двух прекрасных контрабасистов способствовало престижности контрабаса и класса Джованни Ферреро в консерватории. Преподавать Ферреро очень любил и любил своих учеников. Один из его учеников, композитор и дирижёр Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов, некоторое время учившийся на контрабасе, рассказывал: «Ферреро очень любил свой класс и для поощрения учеников приходил с мандаринами, яблоками и орехами, наполнявшими карманы его необъятных панталон; он заставлял нас отгадывать аккорды и награждал отгадавших». Однако, стоит сказать, что каких-либо разработок по технике игры на контрабасе и методик преподавания профессор Ферреро после себя не оставил. Сохранился только один документ: докладная записка от 23 апреля 1873 года, которая даёт представление того, что в основном Ферреро акцентировал своё внимание на ансамблевом музицировании. Техника же игры у Джованни Ферреро была как и у итальянцев – низкая колодка смычка, сегодня именуемая как французская, что в дальнейшем стало не типично для контрабасистов Санкт-Петербургской школы . Джованни Ферреро умер в 1877 году, так и не оставив после себя учений. Однако, он оставил множество талантливых учеников, один из которых и продолжил дело учителя и стал следующим профессором Санкт-Петербургской консерватории – Василий Александрович Жданов – ключевая фигура в становлении школы контрабасового искусства Санкт-Петербурга.