В понедельник 17 мая 2010 года, в рамках 46-го международного фестиваля «Перебургская музыкальная весна» в Доме композиторов Санкт-Петербурга по адресу: ул. Большая Морская 45 состоится первое исполнение монодрамы в 2 актах, 13 сценах для басов и контрабасов «Контрабас» Григория Корчмара (по мотивам одноименной пьесы Патрика Зюскинда)
Акт I
- Контрабас — фундамент оркестра
- Сопрано и контрабас — два противоположных полюса
- Демонстрация контрабаса
- Контрабас — препятствие
- Контрабас — месть родителям
- Психоаналитика
- Контрабас — уродливая женщина
Акт II
- Игра на контрабасе — мука
- Проклятие контрабасу
- Сара
- Саморазоблачение
- Бесполезная вдохновенная игра
- Крик души контрабаса
Исполнители:
Андрей Серов, Григорий Шкарупа, Николай Каменский; ансамбль «QuattroBass» в составе: Мария Шило, Виктор Кононенко, Кирилл Дубовик, Борис Маркелов.
Афиша фестиваля:
Это — еще один оригинальный вариант трагикомедии маленького человека, известной со времен гоголевской «Шинели». Пьеса представляет собой два часа из жизни (отдых между репетицией и вечерним спектаклем) музыканта западного госоркестра, внешне совершенно устроенного, но с огромным количеством проблем и комплексов. В центре действия — музыкальный инструмент — контрабас, который является основным препятствием жизни и счастья его обладателя.
Тринадцать эпизодов этой монодрамы представляют собой две линии. Первая строится на развенчании инструмента, игра на котором — тяжелый труд, мучение и проклятие всей жизни артиста. Вторая линия — интимно-лирическая. Это — история тайной любви контрабасиста к солистке оперы — сопрано, история его грез, неосуществленных желаний и воображаемого бунта. (А это уже — из «Записок сумасшедшего»). Монодрама в идеале написана для одного баса и квартета контрабасов, но, учитывая реальные возможности певца, предусмотрен вариант и для нескольких вокалистов-басов, которые сменяя друг друга, рассказывают эту историю. (Здесь есть и психологический подтекст: люди разные, а внутренние проблемы оркестрантов-контрабасистов по существу одни и те же).
Инструментальная часть задумана как цепь вариаций, где в качестве тем фигурируют фрагменты классических сочинений, упоминаемых в пьесе и демонстрируемых на CD ее героем — из Брамса, Вагнера, Моцарта, Рихарда Штрауса, Шуберта, отрывков хрестоматийных контрабасовых концертов…
С другой стороны, сочинение задумано как своеобразный гимн контрабасу. Очень хотелось доказать, что этим инструментам, партии которых всегда расположены на самой нижней строчке партитуры, в действительности подвластно практически все. Поэтому контрабасовый квартет оказался способным заменить целый симфонический оркестр, сопровождая полнометражный оперный спектакль и лихо разыгрывая вчетвером сложнейшие многоголосные партитуры.
Г. Корчмар