1881, 7 октября – исхлопотав пенсион по истечение 20 –летнего срока службы в оркестре Императорских Театров, уходит из оного – по собственному желанию. Ему 36 лет.
1882, 1 сентября – вновь в оркестре по найму – уже в качестве концертмейстера группы с оплатой по новому штату (увеличение в 1,71).
Определение проходило на основе конкурсного испытания, удачно использованного им для вящего самоутверждения как контрабасиста известного «своею прекрасною игрою» (Е.Альбрехт, 1883). (Через двенадцать лет подобное проделает Сергей Кусевицкий – и быть может, не без амбициозных аллюзий).
1884, 6 мая – «за отлично-усердную службу» пожалован серебряной медалью для ношения на шее, 1 января 1888 года – кавалером ордена Святого Станислава 3 степени, 14 мая 1896 года – кавалером ордена Святой Анны 3 степени.
1886 – в издательстве «В.Бессель и К» печатается «Сборник пьес для контрабаса» (21 номер), рассматриваемых им как «необходимое» приложение к Школе.
Позднее – новый сборник (17 номеров) в издательстве П.Юргенсона.
1888-1889 – нервное расстройство, плеврит, длительное лечение.
1892 – болезни с осложнениями его детей.
1890-е-1902 – работает над созданием церковно-музыкальных сочинений, как оригинальных, так и переложений (53 номера для смешанного хора и по 8 номеров для мужского и женского). Изданы П.Юргенсоном.
Сии композиции, «обладающие весьма хорошим достоинством» (по оценке С.Смоленского), рассматриваются им как богослужебный материал для слабо подготовленных хоров небольших приходов, в коих он периодически подвизается в качестве регента. И в тоже время они – интеллектуальная рефлексия на бытовые невзгоды.
1895 и 1898 – отдаёт дань и городскому романсу – на стихи М.Лермонтова, А.Дельвига, А.Толстого, Н.Тамарина и Е.Ждановой, дочери, пишет ряд романсов и выпускает десять из них у П.Юргенсона.
1895, 26 апреля – в Мариинском театре очередное представление оперы М.Глинки «Жизнь за Царя», имевшее в беседе В.Соловцева с Н.Римским-Корсаковым следующий отклик: «Беседовали мы и на тему о контрабасисте Жданове и его контрабасных вариациях с умопомрачительными фиоритурами на верхах в арии из «Жизнь за Царя» «Ты придёшь, моя заря»1897, 14 февраля – заявляет о вынужденном увольнении от службы дирекции (растяжение мышц правой руки). Впрочем, оставался на службе до конца сезона 1898 года.
1909 – оставляет службу в Придворной Капелле, передав учеников Митрофану Словачевскому; в Консерватории ограничивается учениками прежних поступлений, оставляя основное поле деятельности Вацлаву Беху. Работает над 2-й редакцией Школы (издана будет посмертно в 1912 году). Введены в аппликатуру элементы чешско-немецкого типа. Верность смычку с низкой колодкой.
1910, апрель–май – участвует в очередном, 45-ом, выпуске учащихся Консерватории.
1910, 30 мая – в результате крупозного воспаления лёгких личный дворянин почётный профессор Санкт-Петербургской Консерватории скончался – в местечке Лигове, погребён там же на Преображенском кладбище, что на Новых местах, погребение совершал священник церкви Преображения Господня Василий Лесков.
Ни кладбище, ни церковь не сохранились.
Сохранилась память о сем подвижнике, с приходом коего в учебные заведения Санкт-Петербурга преподавание контрабаса обрело у нас системный академический подход – и этим заложены были основы национальной контрабасовой культуры.
Составил Ю. Чечков