О выдающемся музыканте XX века, блистательном дирижере Сергее Александровиче Кусевицком у нас пока не написано ни одной фундаментальной работы. Книга А.В.Астрова «Деятель русской музыкальной культуры С.А.Кусевицкий», вышедшая в 1981 году в издательстве «Музыка», рассказывает только о раннем периоде его творчества — до отъезда за границу в 1921 году. Сведения о его жизни и деятельности приходится собирать по многочисленным источникам. С.А.Кусевицкому посвящена глава в сборнике В.И.Шикова «Музыканты Верхневолжья». Энциклопедический словарь «Золотая книга русской эмиграции» содержит статью-очерк А.Седых. Немало фактов можно почерпнуть в мемуарах С.В.Рахманинова (Воспоминания, записанные О.фон Риземаном. М., 1992) и И.Ф.Стравинского (Хроника моей жизни. Л., 1963), а также в двухтомных «Воспоминаниях о Рахманинове» (М., 1961).Подробнее →

КУСЕВИЦКИЙ Сергей Александрович (14.7.1874, Вышний Волочёк, Тверской губ. — 4.6.1951, Бостон) — дирижер, контрабасист, музыкальный деятель. Отец, мелкий ремесленник, передал свою любовь к музыке четырем сыновьям. Овладев трубой, Сергей вместе с братьями, игравшими на разных инструментах, выступал на свадьбах и балах, летом — на ярмарках и в городском саду. Стремление к серьезным занятием музыкой привело его осенью 1891 в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, которое он блестяще окончил в 1894 по классу контрабаса у профессора Й.Рамбаусека и был приглашен на работу в оркестр Большого театра. В 1896 на выставке в Нижнем Новгороде Кусевицкий дал свой первый сольный концерт, поразив слушателей виртуозной игрой. После шести летПодробнее →

После смерти Й.Рамбаусека с 1 апреля 1901 года Сергей Кусевицкий становится концертмейстером контрабасной группы Большого театра и одновременно — профессором класса контрабаса Московского филармонического училища. Широкий резонанс вызвало выступление Кусевицкого в Санкт-Петербурге 7 марта 1902 года на концерте Л.В.Собинова. Оглушительный успех ждал Кусевицкого 16 октября 1904 года в Санкт-Петербурге, в симфоническом концерте А.Зилоти, 12 февраля 1905 года в Москве в концерте Филармонического общества, где музыкант впервые исполнил свое произведение для контрабаса с оркестром В 1905 году С.А.Кусевицкий после пяти лет супружества по неизвестной причине расторг брак с Надеждой Петровной Галат, артисткой балета Большого театра. Второй женой Сергея Александровича стала Наталья Константиновна Ушкова. Венчание происходило вПодробнее →

Объектом исследования в данной дипломной работе является история становления Петербургской–Ленинградской контрабасовой школы, а предметом — жизнь и творчество педагогов по классу контрабаса и видных контрабасовых исполнителей.Подробнее →

Сергей Александрович Кусевицкий Ю.С.Зобков О выдающемся музыканте XX века, блистательном дирижере Сергее Александровиче Кусевицком у нас пока не написано ни одной фундаментальной работы. Книга А.В.Астрова «Деятель русской музыкальной культуры С.А.Кусевицкий», вышедшая в 1981 году в издательстве «Музыка», рассказывает только о раннем периоде его творчества — до отъезда за границу в 1921 году. Сведения о его жизни и деятельности приходится собирать по многочисленным источникам. С.А.Кусевицкому посвящена глава в сборнике В.И.Шикова «Музыканты Верхневолжья». Энциклопедический словарь «Золотая книга русской эмиграции» содержит статью-очерк А.Седых. Немало фактов можно почерпнуть в мемуарах С.В.Рахманинова (Воспоминания, записанные О.фон Риземаном. М., 1992) и И.Ф.Стравинского (Хроника моей жизни. Л., 1963), а также в двухтомных «ВоспоминанияхПодробнее →

КУСЕВИЦКИЙ Сергей Александрович (14.7.1874, Вышний Волочёк, Тверской губ. — 4.6.1951, Бостон) — дирижер, контрабасист, музыкальный деятель. Отец, мелкий ремесленник, передал свою любовь к музыке четырем сыновьям. Овладев трубой, Сергей вместе с братьями, игравшими на разных инструментах, выступал на свадьбах и балах, летом — на ярмарках и в городском саду. Стремление к серьезным занятием музыкой привело его осенью 1891 в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, которое он блестяще окончил в 1894 по классу контрабаса у профессора Й.Рамбаусека и был приглашен на работу в оркестр Большого театра. В 1896 на выставке в Нижнем Новгороде Кусевицкий дал свой первый сольный концерт, поразив слушателей виртуозной игрой. После шести летПодробнее →

Профессиональная деятельность Жданова – контрабасиста, педагога и композитора стала в судьбе русского контрабаса своего рода водоразделом: закрыт будет полуторавековой колониальный период и заложены жизнестойкие основы национальной контрабасовой культуры со всеми присущими ей особенностями. И этим обеспечено будет гармоничное вхождение оной в общеевропейское русло.Подробнее →

Ты получишь отличную возможность выслушать увлекательные лекции, посетить мастер-классы выдающихся исполнителей, а также, в случае попадания в тройку призёров, стать одним из участников концерта лауреатов и победителей молодёжного конкурса контрабасистов. Иногородним участникам предоставляется общежитие. Если ты: не можешь представить свою жизнь без контрабаса; учишься в музыкальном училище или в средней или специальной музыкальной школе по классу контрабаса; хочешь заявить о себе и выиграть грант и ценные призы, тогда планируй свое участие в конкурсе уже в 2024 году в Молодёжном конкурсе контрабасистов им. Сергея Кусевицкого! Список участников будет определен на основе полученных заявок. В конкурсе принимают участие лица двух возрастных категорий (возраст конкурсантов определяется на датуПодробнее →

«Басовый голос важнее, чем любой другой» — так говорил венецианский музыкант и автор двух важных трактатов по инструментальной технике Сильвестор ди Ганасси (1492 — 1550). Иоганн Маттезон (1681- 1764) – немецкий  композитор и музыкальный критик – говорил: «Гудящий виолоне образует важный, обязательный и крайне необходимый фундамент». Не сомневался в истинности этих слов и наш композитор, Михаил Иванович Глинка (1804-1857), который наставлял Даргомыжского: «Главное надобно иметь хороший контрабас и виолончель». Контрабас – очень важный инструмент в любом составе, будь то квартет, камерный оркестр или полноценный симфонический оркестр. И я, как контрабасист, студент Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова, решил посвятить данную работу именно этому благородному инструменту и окунутьсяПодробнее →

«Хочу играть на нем лучше всех» С шести лет Сережа играл на альте и виолончели, но больше всего ему нравился почему-то контрабас. Дома с самого раннего утра мальчик запирался в старой деревянной баньке и по много часов тренировался на неуклюжем стареньком инструменте, стирал пальцы в кровь, но упорно долбил этюды и упражнения. Однажды отец спросил его: почему он так упорно держится за эту громоздкую штуку? И Сергей ответил: «Хочу играть на нем лучше всех». Как видим, позднейшие разговоры о том, что контрабас будто бы стал случайным инструментом для Кусевицкого, беспочвенны. Природная тяга к контрабасу проявилась у Кусевицкого в детстве. Позже Сергей начал мечтать о карьереПодробнее →