О книге «История контрабасового искусства» Л.В. Ракова.


Не часто в нашей стране выходят книги, посвящённые контрабасу. Осенью нынешнего года крупнейшее отечественное академическое издательство «Композитор» выпустило в свет книгу «История контрабасового искусства» профессора МГК им. П.И.Чайковского, заслуженного деятеля искусств РФ, кандидата искусствоведения Льва Владимировича Ракова. Автор полагает, что это не улучшенный вариант издания 2004 года – «Истории контрабасового искусства в десяти темах –лекциях», но позиционирует книгу как увлекательное повествование о пятивековой истории уникального музыкального инструмента, о его роли в развитии музыкальной культуры, о творцах его истории — выдающихся музыкантах — контрабасистах. 
Книга – результат напряжённой, продолжительной работы, представляет собой уникальный случай подобного рода. Под одной обложкой собрана информация из самых разных источников, как отечественной литературы, так и зарубежных изданий. Можно назвать, например, книги Альфреда Планьявского – «История контрабаса» и «Виолоне — контрабас барокко». Или не так давно вышедший труд Фионы Палмер о жизни и деятельности Доменико Драгонетти в Англии. Интересные материалы представлены в разделах о ведущих мировых контрабасовых школах прошлых веков и современных; о советских и российских контрабасистах — солистах.  Большая глава посвящена контрабасу в оркестре и камерном ансамбле с ХVIII века по  ХХI век. Широко представлена деятельность «великанов контрабаса» Джованни Боттезини и Сергея Александровича Кусевицкого, включая творчество и активность последнего как дирижёра Бостонского симфонического оркестра. Большой материал собран о деятельности видных зарубежных контрабасистов ХХ века, таких как Гэри Карр, Клаус Трумпф, Томас Мартин. Впервые систематизированно представлено  контрабасовое искусство в России и в  СССР. Подробно рассмотрен учебный материал школ Милушкина, Ракова, методическая и историческая литература о контрабасе, изданная в нашей стране. Соответствующий материал представляет развитие контрабасового исполнительства и педагогики в московской и петербургской консерваториях, включая информацию о самых ярких контрабасистах педагогах и солисьах. 
Книга Л.В. Ракова снабжена богатым иллюстративным материалом высокого качества – это цветные и  обычные фотографии, выписки из школ и нотной литературы.
В преамбуле к книге автор пишет, что «История контрабасового искусства» — первая в мировой литературе книга, в историческом контексте которой читателям предложена основательная информация о развитии контрабаса и контрабасового исполнительства. Общий объём информации по данной теме намного превышает возможности одной книги. « Приходилось согласиться, —  говорит автор,  с афоризмом Козьмы Пруткова: «Нельзя объять необъятное». Тем не менее, представляется, что в целом задачи книги выполнены, Данное издание – хорошая основа также и для курса  « История исполнительского искусства», входящего в программы музыкальных учебных заведений. 
Книга Л.В. Ракова имеет полное право называться энциклопедией контрабаса, не имеющей аналогов в мировой практике. Недаром книгой уже заинтересовались и зарубежные коллеги. Если произойдёт чудо, и книга будет переведена на иностранные языки, то она по праву займёт почётное место во всех ведущих библиотеках мира и частных коллекциях. 
Д. Высоцкий
 

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.