Звучит струнный «Голиаф»


Не часто к нам приезжают ведущие мировые мастера контрабасового искусства. Последнее событие подобного рода произошло в 2009 году, когда в Москву приезжал с мастер-классами Томас Мартин, известнейший американский контрабасист. И вот, спустя три года, также по приглашению профессора МГК им. П. И. Чайковского Л. В. Ракова, к нам приехала профессор, член жюри международных конкурсов, Кристине Хук. Как и все контрабасисты за редким исключением, творческий путь Кристине (после обучения у Гюнтера Клауса во Франкфурте, и затем у Франко Петракки в Женевской консерватории) начался с работы в оркестре Западногерманского радио в Кёльне, причём сразу с места концертмейстера. Кристине основала женский камерный ансамбль «The Frankfurt Bass Quartet», дала множество сольных выступлений, а с 2003 года приняла приглашение от Зальцбургского University of Music and Dramatic Arts «Mozarteum». Артистка записала несколько компакт-дисков, состоящих их произведений как уже прочно вошедших в репертуар контрабасистов (например, «Alla Mendelssohn» Боттезини и концерт для контрабаса с оркестром Диттерсдорфа), так и новых, написанных специально для неё. Особый интерес представляет диск «Worldwidebass. com» вышедший в 2009 году. В него вошли произведения, которые были исполнены в Москве.

В течение четырёх дней, с 19 по 22 апреля, Кристине выступила с двумя концертами (в Рахманиновском зале консерватории и на следующий день в Малом зале РАМ им. Гнесиных), а также дала три мастер-класса. Но обо всём по порядку. Первые два дня, помимо репетиций с участниками предстоявших концертов, Кристине встретилась со студентами и аспирантами МГК им. П. И. Чайковского и РАМ им. Гнесиных. И если на мастер-классах консерваторцев был представлен традиционный контрабасовый репертуар, то гнесинцы наоборот сделали упор на произведения современных московских композиторов, некоторые из которых ещё не были представлены на суд слушателям. Было очень любопытно наблюдать как Кристине работает с произведением, которое она слышит впервые, как из обсуждения с присутствовавшими композиторами музыка приобретает новые оттенки. Например, пьеса «Расставание с танго» была представлена в двух вариантах, и присутствовавшие слушатели стали свидетелями настоящего творческого поиска Кристине и исполнителем, аспирантом класса профессора А. А. Бельского, Павлом Алфёровым, также участвовавшим в доработке этого произведения. В целом Кристине дала высокую оценку подготовке студентов.

Программы выступлений артистки отличались практически полностью. На первом концерте первое отделение было полностью отдано старинной музыке — М. Корретт, Трио-соната, соч.2 Генделя в переложении для двух контрабасов и концертный дуэт для скрипки и контрабаса Боттезини блестяще исполненный совместно с заслуженным артистом России, профессором МГК им. П. И. Чайковского Александром Тростянским. Во втором отделении прозвучали произведения А. Пьяццоллы и Ж. Брагато. В концерте также принимал участие лауреат международного конкурса им. С. А. Кусевицкого Григорий Кротенко и студентка московской консерватории Саманта Пао.

На втором концерте, прошедшем в РАМ им. Гнесиных, предпочтение было отдано современной музыке — А. Эгилссон, уже известный многим любителям контрабасовой музыки «Мотив» Табакова, а также любопытная пьеса А. Пярта «Spiegel im Spiegel», поначалу показавшаяся просто гармонизированной мажорной гаммой-упражнением, но, с течением времени, становившаяся всё более завораживающей, обретающей какой-то медитативный смысл. Пьеса «Nightscapes» (Ночные ландшафты) позволила продемонстрировать нетрадиционные способы звукоизвлечения как на контрабасе (удары по декам, различные «оттенки» sul ponticello), так и на фортепиано (игра руками по открытым струнам рояля, очевидно, для достижения имитации волн арфового глиссандо). В концерте Г. Ф. Телемана для четырёх скрипок (транскрипция Кристине для четырёх контрабасов) принимали участие студенты РАМ им. Гнесиных, а произведение известного американского контрабасиста и композитора Фрэнка Прото «Соната 1963», которое исполняется на многих контрабасовых конкурсах, завершило выступление. Средняя часть сонаты, pizzicato, прозвучала с характерным джазовым свингом, что, как правило, становится непростой задачей для музыкантов академической школы.

Партию фортепиано великолепно исполнила лауреат международных конкурсов Мария Лебедь.

Кристине продуманно и очень удачно подобрала репертуар и порядок исполнявшихся произведений.

Праздник завершился «фотосессией» в сквере перед гнесинской Академией. Было приятно видеть неформальное общение студентов со всем московским контрабасовым профессорским составом и зарубежной гостьей. Такое событие запомнится надолго.

Д. Высоцкий.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.