+2.26
5 читателей, 8 статей

Василий Александрович Жданов

Хронограф жизнедеятельности профессора
Василия Александровича Жданова

1845, 1 августа – рождён и в тот же день крещён Василий, в канун дня блаженного Василия, Христа ради юродивого,- от дьячка села Троицко-Колычево Александра Жданова и законной жены его Анны.
Троицко-Колычево, закрепленное тогда за Меленковским уездом Владимирской губернии, и по сей день лежит на полпути от Мурома ко Владимиру, дороге былинных богатырей.
Знакомство с клиросом – сначала в хоре означенного села, затем Гусевской Хрустальной Фабрики, куда семья перебралась.

1857, 20 декабря – определен малолетним певчим в Придворную Певческую Капеллу, в коей и будет служить до 24 мая 1861 года, приобщаясь к хоровой культуре, как её понимали тогдашние учителя пения Малышев, Г.Ломакин, сей чародей хора, и А.Рожнов

1859, 1 января – в возрождённом усилиями А.Львова (да благословенно будет имя сего сановника) инструментальном классе начинает освоение игры на контрабасе у Джованни Ферреро, «отличного» контрабасиста, в неменьшей мере певца и дирижёра.
Уже в следующем году в концерте играет соло на контрабасе и в дар имеет смычок работы Николая Киттеля – старшего. 1861, 24 мая – в звании губернского регистратора покидает Капеллу, как спавший с голоса, не завершив полного курса обучения у Ферреро (общий выпуск состоится в 1863 году,- в том числе и его однокашников Николая Буслова, Ивана Козлова). Тем не менее, достигнут тот уровень педагогической отдачи, коего итальянский мастер не будет иметь во все последующие годы.1861, 7 октября – зачислен в оркестр Императорских Театров и отправлен в Москву «для играния в тамошних театрах» до конца сезона.

1862, 2 марта – начало оркестровой одиссеи в Русской опере Санкт-Петербурга, длившейся до 1898 года. Определён на 4-е место в группе из пяти музыкантов.

1865, 24 января – В Исаакиевском Кафедральном Соборе повенчан с девицею Феодосиею, брат коей Иван Половинкин служит здесь в качестве помощника регента (в дальнейшем – учитель пения в Капелле).

Читать дальше →

Галкин Александр Евсеевич

1
Контрабасисты Петербурга поздравлют Александра Евсеевича с 90-летним юбилеем!

По просьбе Шило Александра Алексеевича и в связи с 90-летием со дня рождения пишу свою автобиографию:

Родился 21 сентября 1921 года. Родился не один, а с братом Иосифом. Он был старше меня на полчаса(у моей матери было несколько раз по двойне). Он был замечательным музыкантом и композитором. Им была написан гимн города Ломоносова.
Читать дальше →

Льву Владимировичу Ракову — 85!

«Симфонический оркестр — высшая форма музыкально-исполнительского искусства, самое совершенное средство преображения нотного текста в живые звуки музыки, завлекающие в бездну чувств человеческих» — таково кредо профессора, заслуженного деятеля искусств РФ, кандидата искусствоведения Льва Владимировича Ракова, человека, музыканта, педагога, влюбленного в симфоническую музыку и педагогику.

Почтенная дата — 85! За ней — другие «даты» творческой жизни — 60 лет с учениками, 30 лет в симфоническом оркестре, 50 лет с учащимися МССМШ имени Гнесиных, 35 лет в Московской консерватории. За «датами» — дела: десятки изданных сборников педагогического репертуара, транскрипции и переложения концертов, сонат, пьес для контрабаса; «Школа контрабасиста»; четыре книги, посвященные контрабасовому искусству и методике обучения; более 60 статей и рецензий, опубликованных в отечественных и зарубежных журналах.

И — ученики! Большинство — артисты московских симфонических и камерных оркестров. Лучшие возглавляют группы контрабасов в оркестре ГАБТеатра, в Российском национальном симфоническом оркестре под уравлением М. Плетнева, в Российском филармоническом оркестре п\у В. Спивакова, в оркестре «Молодая Россия» п\у Ю. Башмета, в Академическом симфоническом оркестре Московской филармонии п\у Ю. Симонова; солисты камерных коллективов «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы», Государственного камерного оркестра РФ; ведут педагогическую работу; заслуженные артисты РФ — Николай Горбунов, Андрей Степин, Алексей Гориболь, Геннадий Борисов, Татьяна Склемина. Выпускники класса Ракова трудятся за рубежом — в Китае, Германии, Франции, Испании, Греции, Колумбии, Южной Корее, Сингапуре, Нидерландах.

Читать дальше →

Раков Лев Владимирович


Кандидат искусствоведения
Заслуженный деятель искусств РФ
Профессор
Поздравляем Льва Владимировича с 85-ти летним юбилеем!
Участник Великой Отечественной войны. Награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», юбилейными медалями, медалью «Ветеран труда» и другими.

Родился в г. Нижнем Новгороде. Игре на контрабасе обучался в Музыкальном училище им. Гнесиных (класс В. И. Белова и В. И. Бергмана, с 1942 г. класс В. В. Хоменко). Служил в войсках Военно-морского флота СССР (1943-1947). В 1948 г. с отличием окончил Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных.

В 1948-1998 гг. преподавал в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных, в 1949-1953 гг. – также в Музыкальном училище им. Гнесиных. С 1975 г. преподает в Московской консерватории класс контрабаса, с 1992 г. – профессор. Одновременно ведет курсы истории контрабасового искусства (с 1983 г.) и методики обучения игре на контрабасе (с 2005 г.). В 1998-2002 гг. – заведующий кафедрой виолончели и контрабаса. Организовывал творческие встречи с зарубежными контрабасистами (из Франции, Германии, Финляндии, Великобритании, Швейцарии, Чехии), с музыкантами Санкт-Петербурга; концерты студентов с комментариями музыкально-образовательного содержания. Возглавлял секцию контрабасистов Всесоюзного музыкального общества.

Биография Льва Ракова на сайте московской консерватории

Шило Александр Алексеевич

шило а.а

А. Шило родился в 1955 году в Белгороде. С восьми лет начал заниматься музыкой. Первые годы обучался по классу виолончели, а с 16 лет стал осваивать контрабасовое исполнительское искусство под руководством Е. И. Левинзона.

Читать дальше →

Слово о Кусевицком часть 2

Портрет Зимандля, в то время первого контрабасиста Европы, висел в комнате Кусевицкого на почетном месте. Однако пока Кусевицкий знал только композитора Зимандля — концерт, мелкие пьесы; знал его школу, интересовался фактами его биографии. Его самого он не слышал. И вот в начале 1900 года Зимандль приехал в Россию, чтобы дать концерт в Москве. Кусевицкий понесся уже на репетицию своего кумира и — полное разочарование. «Этот артист, — писал рецензент, — явившийся пленять своим искусством… обнаружил такую примитивную технику и легкомысленную интонацию, что… нечего и говорить, успеха почтенный профессор не имел». Побывав на репетиции Зимандля, Кусевицкий вернулся домой в гневе и разорвал портрет австрийца в клочья. А несколько дней спустя Кусевицкий с блеском исполнил в Немецком клубе тот самый концерт Генделя, который весьма неудачно сыграл в концерте Зимандль. И хотя о клубных концертах пресса обычно не писала, об этом концерте Кусевицкого появилось несколько восторженных рецензий.
<
Решающим в судьбе Кусевицкого-контрабасиста стало его участие в симфоническом концерте Филармонического общества в Москве 27 января 1901 года. На такие концерты собиралась обычно вся музыкальная элита. Газеты давали подробные отчеты о них. Январское выступление Кусевицкого превзошло все ожидания — и публики, и самого музыканта. Оно стало первым крупным успехом Кусевицкого. Музыкальный мир признал его — признал как солиста и «талантливого музыканта». «Он — единственный в своем роде, — писала одна из газет. — Теперь Кусевицкий может смело отправляться за границу концертировать». Весной того же года Кусевицкий был назначен концертмейстером контрабасовой группы оркестра Большого театра и избран профессором Московского филармонического училища. Сергею Александровичу было 27 лет.

Но после Москвы еще предстояло покорить музыкальный «бомонд» Петербурга

Слово о Кусевицком часть 1

С А КусевицкийСергей Александрович Кусевицкий был человеком многих ипостасей. Главных было три — контрабасист-солист, дирижер, общественный и музыкальный деятель.
Три ипостаси, три славы.

Конечно, никто не мог предполагать, что родившийся в далеком 1874 году в семье отставного военного музыканта, в маленьком, затерянном на западе России городке Вышний Волочек мальчик станет великим артистом. Никаких особых способностей маленький Сережа в детстве не проявил. Разве что огромное упорство. Сережа был одним из четырех сыновей в семье бывшего солдата музыкантской команды Александра Кусевицкого. Всех их отец обучал игре на духовых и струнных инструментах. С целью обучал: со временем братья с отцом составили маленький семейный оркестр. В течение нескольких лет семейный квинтет играл в трактирах, на свадьбах и крестинах, а одно время даже разъезжал с концертами по городам России. Тем кормились.


С шести лет Сережа играл на альте и виолончели, но больше всего ему нравился почему-то контрабас